Второй важный момент - задержки платежей от операторов связи. Не открою страшную тайну, если скажу, что постепенно сроки платежей даже от операторов «большой тройки» увеличиваются на протяжении последних 2-3 месяцев. При этом дальше, судя по всему, может быть только хуже - достаточно посмотреть на ситуацию с точки зрения структуры долга ОАО «МТС» или ОАО «ВымпелКом», а также учесть ситуацию их крупнейших акционеров. Здесь даже те, кто не жил в долг, попадают в тяжелую ситуацию.
Например, возьмем интерактивные шоу на телеканалах. Раньше, до момента получения денег от операторов, компании «успевали» заплатить за таймслот два раза и рассчитаться с партнером-производителем формата за отчетный месяц. Сейчас, вероятно, можно будет «успеть» заплатить три раза на телеканал и два раза рассчитаться с партнером-производителем.
Все это накладывает серьезный отпечаток на рынок и стратегии игроков. Нужен контролируемый рост, напрямую привязанный к ликвидности компании. Тот, кто этого не понимает, в перспективе все равно будет иметь проблемы, даже если сейчас все хорошо. Если говорить о примерах, то помимо «Русского биллинга» мы ожидаем в ближайшее время дефолта еще одного крупного игрока рынка, который в настоящий момент задолжал одному из партнеров более $1млн, и взять ему их неоткуда - они эти деньги давно «проели».
На мой взгляд, есть три сегмента - это микроплатежи, сегмент кастомизации (для небольших игроков) и интерактивные ТВ-проекты. В первом случае мы как раз имеем дело с «жизнью в долг» и взрывным ростом, который не всегда подкреплен деньгами. В случае кастомизации основная проблема лежит в движении денег - платить за размещение рекламы надо до получения денег от операторов. Учитывая проблемы этого сегмента в целом (падение спроса, рост операторских каналов продаж и т. д.), есть основания полагать, что сегмент этот сам по себе практически умрет, мелкие игроки точно. С ТВ-проектами проблематика изложена выше.
Относительно роста - вряд ли он будет. Точнее он будет, но будет носить естественный характер. И надо понимать, что в связи с кризисом потребление любых услуг, в том числе VAS, упадет. Рано или поздно, но упадет. Мы ориентируемся в этом вопросе на 2-3 квартал 2009 года. Так что там будет спад. Сейчас же вероятнее всего вариант, при котором трафик «упавших» компаний будут «поднимать» другие игроки, обладающие необходимым запасом ликвидности, либо имеющие доступ к кредитам. Поэтому мне кажется, что в ближайшее время произойдет серьезный передел рынка. Компании, подошедшие к кризису в хорошей форме, получают серьезный шанс резко вырасти за счет проблем конкурентов. Мы планируем в этом процессе принять участие, так как у нас в настоящий момент проблем с ликвидностью нет.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/10296.html