Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Эксперты: Кризис испытает рынок VAS на прочность (прогнозы ведущих игроков)

5 ноября, 2008
Эксперты: Кризис испытает рынок VAS на прочность (прогнозы ведущих игроков)

Факт, что мировой финансовой кризис зацепил российскую экономику, и так называемый реальный сектор, и «ирреальный», - сегодня для всех является очевидностью. Какие перспективы в сложившейся ситуации ожидают рынок VAS: ведь в само понятие «дополнительные услуги» заложена их вторичность по отношению к основным потребностям человека? С этим вопросом "Мобильный Контент" обратился к ведущим экспертам и компаниям. Их мнение оказалось единодушным: наступает время больших перемен.

На первый взгляд, дополнительные мобильные сервисы не имеют никакого отношения ни к спросу на авто, ни тем более к спросу на недвижимость: порядок цифр не тот. Однако, как подтвердили «Мобильному контенту» многие опрошенные игроки рынка VAS, стремительный рост многих компаний в последние годы во многом подпитывался заемными средствами. И кризис ликвидности одномоментно выбил у таких компаний почву из под ног.

Например, провайдеры активно привлекали кредиты для того, чтобы фиксировать разрыв между моментом продажи услуги/расплатой с правообладателями и непосредственно перечислением денег от операторов связи. Самым наглядным примером «результативности» такой бизнес-модели стал скоропостижный уход с рынка крупнейшей компании в сегменте микроплатежей, компании «Русский биллинг». Это спровоцировало передел сфер влияния среди заинтересованных компаний: наше издание готовит подробную статью, посвященную этим событиям. Поэтому сейчас мы обратим внимание на другие сегменты: стоит ли ожидать подобных потрясений и в смежных областях?

Под ударом – Premium VAS

Кризис уже сказывается на рынке допуслуг, рассказали «Мобильному контенту» опрошенные компании. В первую очередь под ударом Premium VAS – контент, WAP-доступ, IVR и так далее. «Заверения контент-провайдеров о том, что мобильный контент к категории «премимум» не относится и не зависит от благосостояния потребителей, не совсем корректны. Человек, уверенный в завтрашнем дне, более вероятно позволит себе потратить 5-10 долларов в месяц на интернет или java-игрушку, чем, например, в условиях финансовой нестабильности», - отметил идеолог WapStart Кирилл Рожковский. Уверенных в завтрашнем дне сегодня все меньше: как следствие, спрос на Premium VAS в обозримом будущем снизится.

Этот рынок основан на импульсивных и достаточно дорогих разовых покупках, подтвердил генеральный директор компании Мобильные Инновации, сервис iDea Widgets, Алексей Крайнов, поэтому прогноз – самый пессимистичный. Генеральный директор ЗАО “Нева Лайн” Артем Литвинов считает, что также большой проблемой для сегмента кастомизации является вопрос «движения денег» - платить за размещение рекламы надо до получения денег от операторов. «Учитывая проблемы этого сегмента в целом (падение спроса, рост операторских каналов продаж и так далее), есть основания полагать, что сегмент этот сам по себе практически умрет, мелкие игроки точно», - прогнозирует эксперт.

Что окажется не подвластным кризису, так это мобильная связь как таковая и доступ в мобильный интернет, которые слишком прочно обосновались в повседневной жизни абонентов. «Не думаем, что кто-то задумается о кризисе перед отправкой очередного SMS или входом в мобильный интернет», - отметил генеральный директор MobileDirect Михаил Гетманов. В Информ-мобил/IMMO также делают ставку на то, что услуги компании «являются своего рода индикатором стиля жизни и современного образа мышления». «Они востребованы и недороги, поэтому и экономить на них потребителю вряд ли имеет смысл», считает исполнительный директор ИММО Дмитрий Тимощенко.

Мобильная реклама: только эффективные решения

Еще один потенциальный аутсайдер на рынке VAS – мобильная реклама. До этого момент ей так и не удалось стать «обычным» каналом в сознании рекламодателей: теперь бюджеты на мобильный маркетинг могут быть не только уменьшены, но и вовсе исключены.

Генеральный директор Mobile Media Group (MMG) Давид Вачадзе считает, что наиболее уязвимой окажется мобильная реклама потребительских брендов (не мобильный контент). «В условиях кризиса игроки сокращают ATL бюджеты, перераспределяя остатки в наиболее «проверенные» каналы. В то же время BTL, в том числе его мобильные составляющие (мобильный маркетинг) вполне возможно сохранят некоторый рост», - прокомментировал он. Давид Вачадзе также считает, что возможна активизация глобальных игроков индустрии mVAS и мобильного маркетинга/рекламы в России.

В iDea Widgets, например, к сценарию со снижением внимания рекламодателей готовятся заранее, рассказал Алексей Крайнов. Сейчас компания вводит в ассортимент рекламных продуктов инструменты, позволяющие максимально точно оценивать эффективность рекламы. «В финансово сложные времена именно такая четко просчитываемая реклама является наиболее востребованной», - считает он. Кирилл Рожковский и Михаил Гетманов также выразили надежду, что мобильную рекламу спасет высокая эффективность: пока рост числа пользователей мобильных каналов стабилен, а стоимость контакта в том же Рувапе по-прежнему ниже по сравнению с «большим вебом».

Рынок изменит ландшафт

Многие опрошенные игроки отмечают, что сейчас не лучшее время для стартапов: появления инновационных проектов ждать не приходится. И, более того, многие крупные игроки рынка могут покинуть его в считанные недели. Как это происходит, все видели на примере «Русского биллинга». Таким образом, уже очень скоро российский рынок допуслуг может довольно кардинально изменить свою структуру. Если лидеры будут «стоять до последнего», то среди компаний второго и третьего эшелона наиболее вероятен передел сфер влияния.

Мало того, что многие игроки подошли к осени этого года с определенными финансовыми проблемами, рассказал «Мобильному контенту» Артем Литвинов, ситуация усугубляется еще и тем, что увеличиваются задержки платежей от операторов связи. «При этом дальше, судя по всему, может быть только хуже - достаточно посмотреть на ситуацию с точки зрения структуры долга МТС или "ВымпелКом", а также учесть ситуацию их крупнейших акционеров. Здесь даже те, кто не жил в долг, попадают в тяжелую ситуацию», - считает он.

Дмитрий Тимощенко полагает, что сохранить темпы роста компаниям удастся, только реорганизовав свою работу таким образом, чтобы избежать влияния банковского кризиса на реализацию собственных программ развития. «В противном случае изменения в расстановке сил между участниками рынка неизбежны», - также считает он. Самым неожиданным прогнозом стала информация от Артема Литвинова. «Помимо «Русского биллинга» мы ожидаем в ближайшее время дефолта еще одного крупного игрока рынка, который в настоящий момент задолжал одному из партнеров более $1млн, и взять ему их неоткуда», - заявил он.

… и замедлит рост

Падение темпов роста рынка VAS будет пропорционально падению спроса на услуги. Скорее всего, рост будет носить «естественный характер», считает Артем Литвинов. Предположительно, пик спада на рынке придется на 2-3 квартал 2009 года. По оценке Кирилла Рожковского, потребление премиум услуг сократится на 20-30%, возможно, в некоторых сегментах произойдет еще большее падение.

Однако, в происходящем можно увидеть и положительные моменты. Давид Вачадзе считает, что предстоит большая работа по повышению управленческой и финансовой эффективности бизнеса. Сам по себе этот процесс для компаний является оздоравливающим и позитивным. «Любой кризис - это много новых возможностей для смелых (новых?) игроков, обладающих необходимыми ресурсами», - резюмировал эксперт.

Анатолий Жупанов, исполнительный директор Премиум Мобайл, полагает, что не стоит слишком пессимистично оценивать влияние кризиса на отрасль. «Изначально бизнес-схема в отрасли менее подвержена кризисам неплатежей, поскольку основной доход контент-провайдеры получают от операторов, которым в свою очередь абоненты преимущественно платят за услуги в рамках авансовой схемы. Конечно, кризис вряд ли положительно скажется на темпах роста рынка VAS в «деньгах», но, тем не менее, это не повод впадать в депрессию. Самое правильное в таких условиях - сосредоточиться на эффективности бизнеса, и не делать необдуманных шагов». Эксперт рекомендует реструктуризировать неэффективные проекты и заняться тем, что хорошо работает и по-настоящему нужно потребителю и рынку в целом.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/10163.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]