Ириком работает на рынках стран бывшего СССР, почему для «экспансии на Запад» была выбрана именно Польша?
Польша как новая страна для дальнейшего развития Ирикома была выбрана совершенно неслучайно. Главную роль в выборе сыграли 3 фактора: размер рынка, насыщеность рынка и уже имеющийся опыт работы с местными партнерами. После оценки этих факторов мы просто выбрали стратегию входа на рынок, которая давала нам наибольшие шансы на успех и, к счастью, мы не ошиблись.
Какие сервисы/продукты продает Ириком в Польше? Специализируетесь ли вы в какой-то конкретной сфере?
Да, в виду того, что мы новый игрок на польском рынке, нам пришлось отказаться от диверсификации услуг и сосредоточиться на том, что мы знаем и умеем делать лучше всего – на продаже мобильных игр. После года работы мы вoшли как минимум в тройку лидеров по продаже игрового контента и продолжаем наращивать темпы. В настоящий момент игры для нас генерируют более 90% дохода. Хотя, расскрывая наши планы на этот год, могу сказать, что мы будем развивать и другие услуги в сфере VAS.
Ириком начал работу в Польше около года назад. Польский рынок с 45 миллионами мобильных абонентов и «большой тройкой» операторов-гигантов (Orange, Polkomtel – Vodafone, Era - Deutsche Telekom) можно считать сложившимся. За год вам удалось получить контракт на управление витриной игр у Era, договориться с крупными издателям и телеканалами и, как вы сами заявляете, войти в топ-3 польских провайдеров игрового мобильного контента. Как Ириком сумел за такой короткий срок сделать так много на новом рынке с уже сложившейся структурой?
Нам помогли достичь успеха два фактора. Первый – это очень тщательный анализ и подготовка, а второй – мы пришли с уникальными новыми предложениями, а не пытались конкурировать с существующими крупными игроками рынка. Мы изначально ориентировались на развитие собственных продуктов и сотрудничество с ключевыми партнерами, в первую очередь, конечно, с крупнейшими операторами. Что в итоге и принесло свои плоды.
Имея возможность сравнивать польский и российский рынок, можете ли вы отметить какие-то кардинальные различия, специфику?
Думаю, что кардинальных различий между рынками нет. Разве что отличается подход операторов к услугам VAS. Польша - это рынок, который полностью контролируется операторами и регулируется государственными органами. В отличие от России, тут практически нет мобильного мошенничества, а попытки обмана быстро пресекаются операторами. Это, безусловно, положительное отличие от российского рынка.
Расскажите о запущенном Ирикомом мультиоператорском сервисе игровых подписок.
На сегодняшний день у нас несколько видов подписок. Самый крупный сервис (который был первым сервисом подписок, запущенным провайдером в Польше на всех операторах) достиг отметки 25 000 активных пользователей в ноябре прошлого года. После этого мы ограничили рекламу и поддерживаем количество подписчиков на одном уровне. Сейчас же все силы направлены на развитие нового сервиса подписок – нашего уникального решения «Игровой Клуб», позволяющего качать все игры из представленного каталога бесплатно, без ограничений. Этот вид подписок сейчас самый быстрорастущий.
Во всех подписках мы используем недорогие тарифы стоимостью 1-4 злотых в неделю (10-40 рублей). Во всех случаях используются SMS, МТ или биллинг платформ подписок операторов.
Можно немного подробнее об «Игровом Клубе»? Я правильно понимаю, что это «all-you-can-eat» сервис с упомянутой оплатой в несколько злотых в неделю?
Именно так. Это наш первый сервис типа “all-you-can-eat”, который пока запущен на витрине одного оператора. За три месяца с начала запуска сервис активировали более 6 тысяч пользователей. В ближайшее время «Игровой клуб» будет запущен на витрине еще одного оператора и на нашем собственном портале.
Сколько игр предлагается пользователям «Игрового Клуба»? Есть ли какие-то ограничения по жанрам/популярности?
На сегодняшний день доступно около 150 игр. Большую часть из них составляют брендированные игры Glu Mobile. Плюс более 100 новых игр появятся на витрине в ближайшее время.
Абонент платит за трафик (скачивание игры) по обычному тарифу? Кстати, сколько в среднем стоит 1 мегабайт мобильного интернета в Польше?
Да, на сегодняшний день пользователи в Польше всё ещё должны платить за трафик. Стоимость варьируется в зависимости от индивидуального тарифного плана, но в среднем составляет около 2 злотых (примерно 20 рублей) за 1 мегабайт. Хотя, необходимо признать, что ряд операторов уже сейчас серьезно рассматривают возможность запуска сервисов с бесплатным трафиком.
А какой вообще основной способ оплаты мобильного контента и сервисов в Польше? Premium SMS?
Более 90% - это Premium SMS. Другие виды оплаты пока не развиты. Хотя, можно с уверенностью сказать, что доля оплаты через кредитные карты будет только расти.
Буквально в прошлую пятницу мы получили пресс-релиз, в котором Вы отзываетесь о freemium-играх как об успешных и считаете модель внутриигровых микроплатежей (за уровни, игровые предметы, дополнительный игровой контент) весьма перспективной в Польше. В числе прочего, Вы утверждаете, цитирую «модель контента со встроенными микроплатежами генерирует в среднем больше дохода на пользователя чем обычные продажи». Почему не перевести все игры на freemium? Такую модель можно реализовать в любом жанре – от платформера до квеста.
Все верно, но есть небольшие нюансы. Прежде всего, игры со встроенными микроплатежами - это всё ещё лишь незначительная часть рынка. По нашим оценкам, доля такого рода игр всего около 10 млн. злотых (100 млн. рублей). В то время как весь рынок игр в Польше - более 60 млн. злотых (600 млн. рублей). На данный момент перевести все игры на freemium модель не представляется возможным. Главная сдерживающая причина - нежелание крупных разработчиков и их лицензиаров создавать бесплатный контент. Крупные лицензиары, для которых доход от продажи мобильных лицензий как капля в океане дохода, недружественно настроены к любым бесплатным моделям распространения известного бренд, считая, что это бьет по имиджу и снижает стоимость бренда. В связи с этим, на сегодняшний день (и в ближайшем будущем) не предвидится массового появления на рынке брендированного бесплатного контента. А небрендированные бесплатные и брендированные платные игры будут доступны в течение длительного времени. Пока две эти модели дополняют друг друга и позволяют увеличить общий доход при правильном подходе к конечным пользователям.
Польские любители мобильных игр – есть ли у них какие-либо особые жанровые предпочтение? Можете назвать топ-5 жанров на базе собственной статистики загрузок?
Думаю, что тут больших различий между Польшей и Россией не будет. Самые продаваемые жанры - экшн, аркады, казуальные бесплатные игры, гонки и, пожалуй, игры по мотивам актуальных кино и мультфильмов. В зависимости от канала и способа продаж, их очередность может меняться.
Сейчас многие производители и другие компании на мобильном рынке запускают собственные магазины мобильного контента, приложений, в т.ч. игр, пытаясь угнаться за крайне успешным App Store. Бизнес-модель «app store» от производителя не оставляет места на контентом рынке оператору (если используется биллинг по банковской карте) – его уделом остается сервис передачи данных. Если посмотреть на рынок Польши, насколько серьезно повлияет такое перераспределение ролей на операторов?
На мой взгляд, пока рано говорить о перестановке сил на мировом рынке. И уж точно не в Польше и не в России. Продажи контента в App Store все еще остаются на маргинальном уровне и не влияют на рынок. Думаю, пока не изменится отношение людей к оплате «мобильных» покупок (и не только контента) кредитными картами, оплата с помощью SMS будет доминировать. Важно понимать, что операторы также осознают, что могут потерять часть дохода и предпринимают соответствующие шаги для сохранения своей доли.
Традиционный финальный вопрос о стратегии развития – что Ириком Польша запланировал на 2011 год?
Как я уже упоминал выше, мы будем идти в двух направлениях. Первое - это дальнейшее развитие игрового направления. У нас есть все шансы значительно увеличить свою долю на этом рынке и удвоить месячные продажи во втором полугодии. Второе - это развитие других направлений сферы VAS… но не будем пока раскрывать все карты :). Лично я возлагаю большие надежды на развитие мобильной рекламы.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/19660.html
© Антон Веремьянин «Мобильный Контент»