Такую мысль высказала Светлана Глинкина, заместитель директора по научной работе Института международных экономических и политических исследований РАН, на состоявшейся в Великом Новгороде зимней школе "Демографические вызовы, этническое многообразие и мультикультурность в регионе Балтийского моря".
Пока одни ученые задумываются над технологиями выработки духовности, другие уже нашли инструменты ее распространения. Так, Максим Каневский, автор книги "Мобильный дозор. ОSMыSливая политику", уверен, что идентификация, интеграция и идейная составляющая будут определяться тем, какой мобильный контент закачивает человек.
С рингтоном за душой
"Сегодня в мире каждый день 4 млн человек из разных стран закачивают в мобильные телефоны одинаковые рингтоны на песню Димы Билана, - рассказывает Максим Каневский. - Это говорит о том, что технология распространения хоть идеологических, хоть духовных составляющих существует. Это мобильный телефон. Инструмент уже работает. Не только бизнес, но и церковь как в Европе, так и в нашей стране активно использует возможности мобильных телефонов для распространения библейских текстов, изображений и т.п.".
По словам Максима Каневского, эффективность такой технологии будет зависеть от степени проникновения. Он уверен, что в ближайшие годы эффективность будет неуклонно возрастать, а сам инструмент (телефон) - совершенствоваться. "Мобильный телефон станет вторым "Я", а значит, помимо функции установления коммуникации с людьми он приобретет и функцию формирования мировоззрения", - считает Максим Каневский.
Пропаганда возвращается?
Однако Вартан Багдасарян, руководитель проектов Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, предупреждает: прежде чем использовать инструменты распространения духовности, необходимо на государственном уровне реабилитировать понятие "пропаганда". "Должен быть пересмотрен конституционный запрет на наличие идеологии, так как лишенное идейных основ общество неизбежно будет деградировать не только духовно, но и демографически, - говорит Вартан Багдасарян. - Пора, наконец, признать, что духовная сфера тоже может быть объектом управления. Другое дело, что искусство такого управления намного выше и тоньше, нежели в других областях. Однако это не должны быть команды, запреты или предписания. Они лишь дезавуируют саму идею духовного оздоровления общества".
По его словам, внесение поправок в законы "О традиционных религиях", "О рекламе", "О СМИ", "Об образовании" способно воздействовать на идейно-ценностные ориентры общества без ущерба для него самого.
Коммуникационные технологии могут и создавать, и разрушать духовность - в зависимости от наполнения.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/3919.html