Автор: Роман Базаров
Опубликовано в журнале "CIO" №3 от 20 марта 2006 года
В самом начале нынешнего года корпорация Siemens провела опрос пяти с лишним тысяч абонентов сотовой связи в 8 странах мира с целью выяснения их ожиданий в сфере новых мобильных технологий и предпочтений в ассортименте мобильных сервисов. Самыми перспективными направлениями были признаны мобильное телевидение и электронно-почтовые услуги. 74% респондентов из Бразилии, Канады, Китая, Германии, Италии, Кореи, России и США возлагают надежды на дальнейшее совершенствование возможностей подготовки, редактирования, рассылки и получения почты посредством мобильных телефонов. 59% пользователей этих аппаратов проявляют интерес к развитию телефонного доступа к телевизионному эфиру. Представители тех стран, где этот сервис еще не получил достаточного распространения, выразили полную готовность оплачивать его даже по высоким (в разумных, естественно, пределах) расценкам. А в Южной Корее, где такое телевидение уже активно действует, свыше 90% абонентов высказали удовлетворение его работой и поставили его на первое место в рейтинге наиболее востребованных и многообещающих разновидностей мобильного контента. Одновременно с этим, 62% участников опроса подтвердили свое желание продолжать практику загрузки на свои телефоны новых музыкальных произведений и аудиосигналов, а также использования аппаратов в качестве электронно-игровых устройств.
О расширении спроса на дополнительные мобильные услуги в глобальном масштабе свидетельствуют и результаты последних исследований компании LogicaCMG, являющейся одним из крупнейших контент-провайдеров мира. По ее данным, суммарный рост потребления мобильного контента составил в прошлом году 60%, а средний показатель ARPU (дохода поставщиков в расчете на одного абонента) увеличился до 7,5 доллара — на 40% в сравнении с 2004 годом. На этом основании специалисты LogicaCMG прогнозируют развитие доходов мирового рынка мобильного контента за 2006 год до рекордной отметки в 9 млрд. долларов.
Российский рынок дополнительных мобильных услуг начал формироваться совсем недавно — в 2002 году, но уже на следующий год достиг сверхвысоких темпов роста, а в 2004 году его движение стало напоминать поведение ядерного реактора, набравшего никем не предусмотренные обороты и готового взорваться. Только за первое полугодие позапрошлого года операторы сотовой связи заработали на дополнительных услугах 360 млн. долларов, что равнялось 11% их общих доходов. При этом 93% пришлось на долю членов «большой тройки»: «Билайн GSM» (39%), МТС (35%) и «Мегафона» (19%). Развитие шло по всем направлениям, спрос повышался практически на все виды сервисов, провайдеры активно занимались географической экспансией, а перспективы на ближайшие несколько лет казались самыми радужными. При том, что скачивание рингтонов, логотипов и электронных игр стало приносить до 25% выручки от всех дополнительных услуг, активизацию потребления мобильного контента нельзя было не признать главным двигателем прогресса отрасли. В то время как отправка одного SMS-сообщения обходится пользователю в 5 центов, а передача 1 Мбайт данных через GPRS — 25 центов, среднестатистическая стоимость загрузки новой игры, равная 2,5 доллара, не могла не привлечь к себе любителей «тихих мобильных развлечений», и продажи контента росли как на дрожжах. За 2003 год их объем увеличился более чем на 100%, в течение 2004-го возрос еще на 300%, после чего картины блестящего будущего поставщиков этого товара расцветились всеми существующими красками яркой части спектра.
Редкостные в своей оптимистичности сценарии развития рынка контент-услуг породили массовый приток все новых и новых игроков. Как и следовало ожидать, надежды большинства из них не оправдались, и через четыре-пять месяцев после старта молодые контент-провайдеры, как правило, начинали разоряться. Тем не менее, ведущие компании стали фиксировать резкое снижение доходов, а процесс возникновения на рынке никому не известных имен и не думал заканчиваться. «С одной стороны, в стране всего за год появились сотни новых провайдеров, наперебой предлагающих потребителю купить контент, — комментирует в своем интервью агентству CNews генеральный директор компании Plastic Media Валерий Мифодовский. — Мелкие поставщики так или иначе претендуют на общий пирог, а он не растет такими же темпами, как количество игроков. С другой стороны, эффективных каналов коммуникации с аудиторией в России не так уж много. И на всех желающих их не хватит точно». Вполне солидарен с коллегой и генеральный директор холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев, констатировавший, что «обилие предложений привело к тому, что рынок просто-напросто оказался перегрет».
Кризис в такой ситуации был неизбежен, и он не заставил себя долго ждать. Уже в первом квартале 2005 года стало ясно, что предсказаниям дальнейшего безудержного роста отечественного рынка дополнительных услуг в целом и мобильного контента в частности сбыться не суждено. Экспертам пришлось спешно корректировать прогнозы его показателей, но даже их двойное сокращение относительно ожидавшихся ранее значений вызывало большие сомнения. Согласно сведениям компании I-Free, по итогам трех кварталов суммарная выручка от продажи контента составила всего 205 млн., а потому наиболее правдоподобным выглядел предел годового дохода в 250–270 млн., что оказывалось даже меньше цифры в 300 млн., полученной в 2004 году. При этом продолжала снижаться планка ARPU, высота которой сейчас непосредственно связана с реализацией дополнительных мобильных услуг: если в 2004 году она достигала 12 долларов, то к четвертому кварталу 2005 года опустилась до 9, демонстрируя тенденцию к тому, чтобы в течение следующих трех месяцев установиться на отметке 8,7. По данным аналитиков iKS-Consulting, в первом полугодии 2005 года общий объем рынка дополнительных услуг составил 602,3 млн. долларов и к концу декабря должен был достичь 1,5 млрд. — то есть вырасти на 58% по сравнению с предыдущим годом. При этом доля этих услуг в ARPU составляла 12,9% с перспективой увеличения до 14%, однако из-за снижения самого ARPU в абсолютном значении упала с 1,5 до 1 доллара в месяц за последний год. Рост доли дополнительных услуг может произойти за счет услуг мобильного Интернета, потребителей которых сегодня в России насчитывается около 10 миллионов, доля же контента в дополнительных услугах продолжает падать и сейчас не превышает 19%.
Симптомы депрессии не могли не потревожить руководство отраслевых структур, и Ассоциация провайдеров мобильных услуг и контента при участии экспертов, аналитиков и консультантов прошлым летом организовала целую серию дискуссий с целью нахождения путей выхода из кризисного положения. Однако главным итогом этих обсуждений стало проявление неготовности больших и малых компаний вести равноправный диалог, искать взаимоприемлемые решения и консолидироваться. Даже операторы «большой тройки» оказались абсолютно ненастроенными на координацию действий, продвигая совершенно самостоятельные и независимые друг от друга бизнес-модели. «Мобильные телесистемы» намереваются реализовать широко распространенный в Японии и Европе вариант мобильного портала i-mode. «Мегафон» собирается развивать отдельный сервисный портал, работу которого он сможет полностью контролировать и за качество услуг которого сможет полностью отвечать. Ну а «Вымпелком» настроен на унификацию правил сотрудничества со всеми контент-провайдерами и совершенствование собственной сервисной системы «Хамелеон». При этом никакого продуктивного разговора о выработке единой экономической политики в ходе проведенных Ассоциацией дебатов не получилось, а это, как утверждают специалисты, свидетельствует о том, что с изменением нынешней пропорции распределения доходов между операторами и контент-провайдерами (в среднем, 50/50) на более цивилизованное соотношение (скажем, 15/85) нашему рынку придется еще подождать. А ведь использование такого финансового механизма, как показывает зарубежный опыт, могло бы придать чрезвычайно мощный импульс дальнейшему движению забуксовавшего рынка.
Правда, сейчас при любом упоминании о положительном опыте других стран в деле развития мобильных услуг обозреватели непременно вспоминают о том, что серьезные проблемы этой индустрии стали теперь наблюдаться практически во всех регионах земного шара. Например, в Западной Европе кризисные явления обуславливаются, в первую очередь, чрезвычайно агрессивным поведением ведущих контент-провайдеров. Четвертая часть игроков западноевропейского рынка захватила уже почти 95% его пространства и продолжает следовать курсом экспансии по всей территории континента и поглощения мелких локальных поставщиков (для сравнения: в России на долю одной только компании i-Free сегодня приходится 16% рынка). Южная Америка и Юго-Восточная Азия движутся по аналогичному пути развития, отставая от Европы примерно на 2–3 года. Исключение составляют Южная Корея и Япония, заметно вырвавшиеся вперед и успевшие развернуть конкуренцию между своими 3G-сетями — там самыми актуальными стали уже услуги мобильного телевидения, обеспечение которых для Старого и Нового Света является пока еще задачей завтрашнего дня. Проблемы североамериканского рынка дополнительных услуг характеризуются прежде всего присутствием разных стандартов связи, а также широчайшим распространением и разнообразием услуг Интернета. Одновременное существование в Соединенных Штатах стандартов GSM и CDMA при наивысшем в мире уровне развития онлайновых сервисов расширяет перед тамошними пользователями границы выбора, но в то же время заметно тормозит продвижение мобильного контента.
К числу основных причин наметившейся стагнации российского рынка дополнительных мобильных услуг специалисты относят отсутствие у его игроков свежих идей и настроя на неординарные действия. Как полагает менеджер по маркетингу компании Mixx.Ru Денис Жалнин, отечественные операторы до сих пор старались держаться проторенной колеи и выбирали только проверенные сценарии и технологии. «Отчасти под влиянием операторов сложились условия для неуправляемой стандартизации спектра предлагаемых потребителям услуг. В результате всем пользователям стали предлагаться типовые наборы похожих друг на друга сервисов и продуктов, — отмечает г-н Жалнин. — В этих строго определенных рамках — частью технологических, частью менеджерских, — действительно невозможно придумать новые услуги». Но такие условия не соответствуют настроениям и требованиям современных пользователей, которым уже претит однообразие и которым нужны персонализированные решения.
По мнению управляющего директора компании i-Free Кирилла Петрова, в прошлом году процесс количественного роста клиентской базы российских контент-провайдеров завершился. В стране сейчас насчитывается 116 млн. абонентов мобильной связи, и существенного прибавления в 2006 году никто не ожидает. «К тому же сегодня загрузка мобильного контента уже перестала быть модной, да нет и сверхпопулярных хитов вроде „Бумера“, — констатировал г-н Петров в своем выступлении на ноябрьской конференции Mobile VAS в Санкт-Петербурге. — Однако самым главным „убийцей“ становится негативный опыт загрузки контента. По статистике i-Free, лишь 46% WAP-закачек полифонических мелодий, цветных картинок и игр, на которые приходится 70% общего числа загрузок контента, являются успешными. А контент, рекламируемый по телевизору, вообще удается загрузить от силы 20–25% абонентов». В соответствии с теми же статистическими данными i-Free, 23% «неудачливых» абонентов вообще не понимают, что такое пришедшая по SMS WAP-ссылка и что с ней делать, у 17% не настроена услуга WAP, в 40% случаев роковым препятствием становится некачественно работающий GPRS у оператора, а 20% неудач приходятся на ошибки абонентов при отправке SMS или ошибки в рекламе. Также в последнее время активно распространились так называемые «пакетные продажи». Абоненту в обмен на отправку SMS обещают вместо одной неограниченное количество мелодий, однако потом оказывается, что запрос стоит гораздо дороже обычного — 3–4 доллара, да к тому же, помимо стоимости самой услуги, приходится оплачивать оператору WAP-трафик.
Таким образом, по общему мнению специалистов, на российском рынке дополнительных услуг и мобильного контента сложилась поистине революционная ситуация: потребители ждут технологических решений нового поколения, а операторы сотовой связи не спешат развивать свои сети в направлении передачи данных и оказания новых услуг, ожидая появления востребованной абонентами продукции. Однако падение спроса на услуги вызвано не только маркетинговыми проблемами, но и другими причинами: среди них наличие достоверной информации об услуге, умение ею пользоваться и, наконец, качество ее оказания. Рынок приостановился в своем развитии, ясного направления его дальнейшего движения участники пока не нашли и пребывают в состоянии неопределенности, примеряясь к новым методам и средствам работы. Некоторые в это время даже принялись за почти забытое дело — совершенствование качества передачи речи. Очевидно, вспомнив, что телефон изначально предназначался все-таки для разговора, и только потом для передачи текстовых сообщений, демонстрации картинок, игры в электронные догонялки и трансляции музыкальных произведений.
(Источники: «Сотовик», MobileInform, CNews)
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/1029.html