Дата-трафик в мобильных сетях ежегодно растет в разы, а выручка от него – значительно медленнее. Какие пути более эффективной монетизации дата-трафика видит МТС?
Мы видим два основных пути для монетизации дата-трафика. Во-первых, управление трафиком –различные тарифные решения, программные решения для сжатия трафика, что позволяет оператору в условиях лавинообразного роста потребления интернет-трафика гарантировать качество передачи данных и обеспечивать рост выручки. По нашей оценке порядка 1% пользователей генерируют 52% всего трафика в сети, и инструменты повышения эффективности использования сети делает доступ более справедливым для всех.
Во-вторых, дополнительный рост выручки дает внедрение и развитие дополнительных услуг на основе передачи данных – мобильное ТВ, мобильная коммерция, контент – для частных пользователей и решения m2m – для корпоративных клиентов.
В сети МТС в 2011 году дата-трафик в мобильных сетях показал более чем трехкратный рост.
Прежде сотовые операторы не исключали возможности введения различной тарификации для разных видов интернет-трафика. Как МТС относится к такой возможности сейчас? Реально ли технически тарифицировать разные виды контента по-разному? Применяется ли это сейчас де-факто МТС?
Мы считаем, что управление трафиком с помощью тарифных опций – наиболее эффективный инструмент на данном этапе развития рынка. В 2011 году МТС первой на рынке запустила удобную опцию для безлимитного интернета с мобильного телефона с единой ценой по всей России (290 рублей в месяц), что позволило оператору на четверть увеличить число пользователей мобильного интернета. По данным AC&M, МТС по итогам 2011 года стала лидером по числу пользователей мобильного интернета в России (20 млн против 19 у Мегафона и 17 у Вымпелкома).
Введение различной тарификации для разных видов интернет-трафика технически возможно, но требует более взвешенного подхода с точки зрения маркетинга, решения регуляторных вопросов МТС использует специальную тарификацию трафика для контент-ресурсов – например, онлайн прослушивания песен.
У МТС есть опыт введения "нулевой" тарификации для отдельных ресурсов – мобильных версий Facebook, Vkontakte и т.п. Для чего это было сделано, какие задачи ставились? Помогло ли это стимулировать привлечение дополнительного трафика к этим сайтам? Просматривается ли перспектива монетизации этого трафика?
Данные предложения запускались в 2009-2010 годах, когда рынок мобильного интернета в телефонах только формировался – нулевые тарифы позволяли абонентам освоить новые технологии, разобраться в принципах работы социальных сетей . «Нулевая» версия социальных сетей имела ограниченный функционал, и по мере роста потребностей абонентов, они стали переходить на полноценные версии ресурсов. Это привело к росту потребления мобильного интернета с телефонов. В 2010-2011 годах мы запустили выгодные тарифные предложения «Безлимитный интернет с телефона (БИТ)» «Супер БИТ» для этого сегмента, и необходимость в нулевых тарифах отпала сама собой.
Ведет ли МТС переговоры с какими-либо интернет-компаниями о том, чтобы получать от них плату за привлечение трафика на их сайты? Каковы ожидания МТС от партнерства с Google, по условиям которого две компании делят доходы от продажи абонентам МТС приложений через онлайн-магазин Google Play? Ведутся ли переговоры об аналогичном сотрудничестве с кем-либо еще?
Достигнутое соглашение МТС и Google – это существенный сдвиг в развитии отношений между мобильными операторами и OTT-игроками на российском рынке. Сейчас активно обсуждается перспектива потери операторами части доходов от дополнительных услуг на фоне стремительного развития независимых интернет-сервисов. Операторы, управляющие сетями передачи данных, и ОТТ-игроки, предлагающие пользователям сервисы через эти сети, - это единая экосистема, дальнейшее развитие которой должен определить диалог между всеми участниками рынка. В настоящий момент мы также прорабатываем возможность оплаты приложений в Google Play с мобильного счета МТС и не исключаем возможности сотрудничества и с другими игроками ОТТ.
Общий комментарий по сетевой нейтральности
— Операторы должны иметь возможность управлять трафиком для обеспечения всем пользователям доступа к услугам связи, к чему оператора обязывает закон. Поэтому «абсолютного» нейтралитета, не допускающего эту возможность, быть не должно. Введение принципа «абсолютного» сетевого нейтралитета окажет негативное воздействие на рынок, затормозит развитие отрасли, ограничит инвестиции и может привести к существенной перегрузке сетей связи. В этой ситуации целесообразно сохранить возможности гибкого реагирования операторов на трафик, передаваемый через его сети.
В настоящее время по экспертным оценкам примерно 5% пользователей потребляют 90% сетевых ресурсов. И текущая структура потребляемого трафика трансформируется со смещением в сторону сервисов мультимедиа и активного роста прямого обмена контента между пользователями (Peer-to-Peer). В результате возникает опасность возникновения перегрузки телекоммуникационных сетей, и часть пользователей не могут получить доступ к услугам оператора (если бы операторы не ограничивали объемы потребляемого трафика, то в пределах действия одной базовой станции, например, определенное количество абонентов, скачивающих с торрента новый сериал, могут лишить всех других абонентов возможности просматривать страницы, работать с эл.почтой и даже просто совершать звонки).
Операторы постоянно расширяют возможности своих сетей, но несмотря на это они не успевают за увеличением объема трафика в сети.
Еще в 2007 г. оператор AT&T в 2007 году провел исследование, целью которого было выяснить, насколько больше потребуется провайдеру ресурсов для обеспечения действительно равного приоритета для передачи любого трафика, в результате был сделан вывод, что для обеспечения абсолютного сетевого нейтралитета объем сети должен быть увеличен в два раза.
Федеральное агентство по связи США (FCC) в 2010 году рассмотрело принципы сетевой нейтральности, были проведены слушания по этому вопросу и соответствующее голосование (21 декабря 2010 года). По результатам дискуссии были приняты новые правила для работы операторов связи США. Правила были приняты с учетом интересов общественности и провайдеров. Операторам разрешено осуществлять шейпинг трафика с учетом нагрузки на сеть. Кроме того, было принято решение разрешить операторам сотовой связи устанавливать разные тарифы на трафик разного типа (голосовой, видео), включая Youtube, Skype или Facebook.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/24772.html