Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Что покажет мобильное ТВ

26 февраля, 2010
Что покажет мобильное ТВ

Когда «большая тройка» внедряла сети третьего поколения, скорое пришествие мобильного ТВ представлялось операторами как нечто само собой разумеющееся. Однако вслед за столицами 3G связь пришла уже и в другие мегаполисы, и в крупные областные центры, постепенно став будничным явлением на сотовом рынке. А массовых сервисов мобильного ТВ нет как нет. Что сдерживает развитие мобильного ТВ и почему сотовые компании не теряют надежду, рассказали журналу Procontent.Ru они сами.

Впервые возможность просматривать телевизионные передачи при помощи мобильных устройств реализовали, конечно, как и все передовое мобильное азиаты еще в 2004-2005 годах. В то время российский сотовый рынок ни технически, ни «морально» к развитию подобных сервисов были не готов. Однако повсеместное внедрение «большой тройкой» сетей третьего поколения и ускорение мобильного интернета сделали возможным передачу на мобильные устройства тяжелого контента.

IP TV

Еще в пору тестового запуска 3G сотовые компании предрекали эру мобильного ТВ как нечто само собой разумеющееся, но на деле все оказалось не так просто. На данный момент, спустя почти два года, в коммерческую эксплуатацию мобильное ТВ запущено только у «МегаФона». Как рассказала представитель пресс-службы компании Людмила Игнатьева, в федеральном масштабе сервис «Видео-портал» работает год, предлагая порядка 30 каналов. Просмотр видеопрограмм «базового» пакета обходится абонентам в 8 рублей в день, отдельно трафик не тарифицируется.

Сервис «Мегафона» на данный момент является достаточно жизнеспособным, поскольку в его основу положен стандарт IP TV (TV через IP, то есть через интернет) или так называемое «потоковое видео». Эта технология позволяет определенным образом сжимать видео и аудио контент, что и позволяет достигнуть разумного времени передачи данных от оператора к абоненту. Преимущество IP TV заключается в том, что для его использования достаточно любого современного телефонного аппарата. И тем не менее число абонентов «Видео-портала» по всей стране достигает пока 150 тыс человек (это всего лишь несколько процентов от абонентской базы компании).  Однако с развитием 3G, внедрением технологии LTE (4G) в будущем, «мобильное телевидение может стать действительно массовой услугой», прокомментировала Людмила Игнатьвеа. К концу 2010 года, по ее словам, «Мегафон» планирует увеличить абонентскую базу сервиса «Видео-портал» в несколько раз.

vs DVB-H

Несмотря на относительную простоту реализации сервисов IP TV,  в Европе доминирующим стандартом мобильного телевещания является DVB-H, и российские сотовые компании ориентируются прежде всего на этот опыт.  Основная особенность стандарта – передача данных осуществляется небольшими пакетами в определенных временных интервалах, что позволяет ускорить загрузку и также сэкономить питание батарей мобильных устройств. В настоящее время DVB-H на коммерческой основе действует в 7 странах, наиболее успешен результат в Италии, Австрии и Южной Корее.

Кстати, несмотря на европейскую «монополию», DVB-H далеко не единственный пригодный стандарт такого рода. Например, в Южной Корее использую технологию
S-DMB, позволяющую мобильному устройству принимать сигнал непосредственно со спутника, в Японии применяют ISDB-T Terrestrial), основной отличительной чертой которого является интерактивность процесса вещания. В Северной Америке распространен стандарт ATSC.Однако в силу отчасти объективных причин, отчасти лобби заинтересованных компаний, Европа склоняется к DVB-H и недавно признала его главным стандартом.

В России запуск мобильного вещания в этом формате в тестовую эксплуатацию стал возможен только после отмены в августе 2009 года моратория на выделение частот в диапазонах 174-230 МГц и 470-790 МГц, предназначенных для программы перехода на цифровое эфирное ТВ в России. Именно этим объясняется некоторое отставание двух других игроков «большой тройки», выбравших эту схему -  «ВымпелКома» и «МТС» -  от «Мегафона».

Как рассказала Procontent.Ru представитель «Вымпелкома» Екатерина Лебедева, мобильное телевидение «Билайн» запущено в тестовую эксплуатацию пока только в Москве и охватывает около 90% территории города. На период тестового вещания услуга предоставляется бесплатно. Сейчас в рамках сервиса транслируется 12 телеканалов, причем большинство зрителей интересуется в первую очередь новостными каналами, констатируют в пресс-службе. В середине февраля «Вымпелком» направила документы во ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» (НИИР) по итогам тестовой эксплуатации сервиса. Государственной комиссией по радиочастотам должно быть принято решение о переводе услуги в коммерческую эксплуатацию. Кстати, по плану Минкомсвязи, срок завершения мероприятий по тестированию мобильного ТВ истек 15 февраля.

Другой игрок, «МТС», пока только присматривается к сервису мобильного ТВ. «Мы изучаем потребности рынка и в первой половине 2010 года планируем запустить несколько тестовых зон в крупных городах. По результатам работы этих зон будут приняты решения о географии распространения и сроках запуска услуги», - рассказала представитель компании Анна Ландер.

В стандарте DVB-H в Москве с ноября прошлого года работает также компания «Скартел» (бренд  Yota ТВ). «Скартел» не является GSM-оператором и предоставляет в первую очередь услуги доступа в интернет на базе собственной WiMAX сети. Сейчас ведется бесплатная трансляция десяти телеканалов, в обозримом будущем перевод услуги на коммерческие рельсы не планируется. «Стандарт DVB-H — на данный момент лучшая технология мобильного телевидения, позволяющая обеспечить качественный сигнал, вне зависимости от количества пользователей», заявил в связи с запуском сервиса в Москве генеральный директор Yota Денис Свердлов.

Помехи в эфире

Между тем, пока государственная комиссия принимает ответственное решение, а операторы выстраивают маркетинговые планы, для развития DVB-H существует очень значимое техническое ограничение. Пока только два представленных на российском рынке мобильных устройств аппарата, Samsung P-960 и Nokia N96, способны работать с этим стандартом. Скептически настроенные эксперты уверены, что пока ситуация на рынке мобильных устройств не изменится кардинально, мобильное ТВ в формате DVB-H будет оставаться нишевым сервисом, и на серьезные доходы от него операторам рассчитывать не следует.

По данным J'son & Partners, текущее проникновение телефонов с поддержкой DVB-H составляет менее 1% от всех телефонов, находящихся на руках у пользователей сотовой связи, рассказал журналу Procontent.Ru аналитик Сергей Савин. «Без существенной поддержки со стороны компаний-операторов, в разрезе поддержки продаж телефонов с поддержкой DVB-H, вряд ли стоит ожидать каких-то инициатив со стороны производителей»,  - полагает он.

Смогут или нет сотовики должным образом выстроить работы с вендорами мобильных аппаратов, пока не ясно. Правда, учитывая, что в тестовые проекты по реализации мобильного вещания уже вложены миллионы долларов, это в их же собственных интересах, ведь необходимость возврата инвестиций никто не отменял. Кстати, запуская Yota ТВ, представители «Скартел» открыто признали это ограничение для развитие DVB-H и пообещали, чтов ближайшее время на российском рынке появится расширенная линейка мобильных устройств, способных принимать телеканалы в этом стандарте. У «Скартел» уже есть успешный опыт брендирования электронных устройств, компания активно работает, например, с производителями ноутбуков, предлагая рынку модели с преднастроенным  интернетом Yota. Возможно, компания проявит инициативу в этом направлении одной из первых.

Альтернативы

Вместе с тем ни DVB-H, ни IP TV не являются в России единственно возможными путями развития мобильного телевидения. Набирают силу также и сервисы вообще никак не связанные с компаниями-операторами или компания-провайдерами. Например, сервис Tv To Go!, который также работает по технологии IP TV, но использует принципиально другую бизнес-модель. Компания была создана в 2005 году и сначала занималась преобразованием видеозаписей библиотеки «Союзмультфильма», готовя на их основе пакеты контента для мобильных телефонов. Затем TV To Go было разработано оригинальное мобильное приложение, позволяющее просматривать ТВ-контент.

По словам генерального директора компании  Дмитрия Бондарева, коммерческий сервис работает уже почти год и работает  в  том числе на недорогих J2ME-телефонах. Кроме того, просмотр  вещания  возможен  в  зоне  покрытия даже  2-2,5G сетей, услуга  работает  через  интернет  (IP  stream  broadcast/unicast). Ежедневная  аудитория   TV To Go -  около  7 000  зрителей.  В  общей  сложностиприложение  для просмотра TV To Go установлено на 1,5 млн аппаратов в мире. Контент   -   около 40 каналов собственного производства, они продаются пакетами стоимостью от  1  до  5  долларов  в  месяц.

Интересное предложение аналогичного порядка представляет собой также сервис Spb TV от санкт-петербургского софтверного разработчика Spb Software. Программа, отпочковавшаяся от комплекса онлайн-сервисов Spb Online, предоставляет пользователю доступ к федеральным каналам, общим количеством свыше двадцати. Правда, доступно приложение только для Windows Mobile.

Видео: Spb TV 1.0 - мобильное ТВ для смартфонов и коммуникаторов

….  и перспективы

По данным Screen Digest, число зрителей мобильного телевидения в 2013 году возрастет вдвое и достигнет отметки в 230 миллионов, а выручка от услуг составит 1,7 млрд. евро. Впрочем, аналитики компании отмечают, что драйверы роста для альтернативных форматов мобильного ТВ, таких как TV To Go, которые базируются на вещании поверх интернет, более стабильны. Обещают, что другими компонентом революции мобильного контента становятся бум смартфонов и распространение новых площадок для мобильных приложений, таких как Apple's App Store и Google's Android Market.

Как прокомментировал глава TV To Go  Дмитрий Бондарев, эфирные сервисы на базе DVB-H уже опоздали,  в  России  их  будущее «весьма призрачно». «Скорее всего, такое же положение дел мы увидим в большинстве стран мира», - заявил он. В то же время применительно к перспективам российского рынка, TV To Go вряд ли сможет стать массовым сервисом, поскольку изначально имеет международную ориентацию. Уже сейчас сервис вещает на 62 страны, от общего числа абонентов доля россиян составляет 60%, а в новых подключениях – только 40%.

И хотя аналитики сотового рынка настроены скептично в отношении перспектив мобильного ТВ в России, в первую очередь в отношении DVB-H, скорее всего потенциал к оказанию массовых услуг именно за ним.  В качестве традиционных сдерживающих факторов эксперты рынка справедливо отмечают не только отсутствие аппаратов с поддержкой DVB-H, но и дороговизну предложений сотовых игроков. Однако надо понимать, что когда за дело берутся «киты» вроде АФК "Система", недостатки любого стандарта могут быть нивелированы. У компаний такого масштаба есть гораздо больше ресурсов для различных маркетинговых инициатив в сравнении с тем же TV To Go. Пока же никто их экспертов ни берется предсказать объем российского рынка мобильного ТВ в денежном выражении: слишком много «но».

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/15440.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]