Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

О способах защиты мобильного контента рассказывает Максим Таболкин, руководитель Mobicont.

30 июля, 2007
О способах защиты мобильного контента рассказывает Максим Таболкин, руководитель Mobicont. Журнал «Мобильный контент» продолжает публиковать статьи о мобильном пиратстве и способах борьбы с ним. В двух предыдущих интервью своими взглядами на эту тему поделились: разработчик (Павел Проконич, Herocraft) и провайдер контента (Дмитрий Сергеев, Playmobile). Сегодня о методах защиты DRM рассказывает Максим Таболкин, руководитель проекта Mobicont в компании Альт-Лан.

Насколько я понял из разговора на MoCO07 c Сергеем Самородским, вашим системным архитектором, схема работы системы защиты DRM выглядит примерно следующим образом (на примере Java-игры) – пользователь бесплатно скачивает игру, получает возможность запустить ее несколько раз, после чего игру ему необходимо будет активировать. Ключ для активации высылается после уплаты определенной суммы. Поскольку DRM изначально «вшита» в телефон, то полученный ключ пользователь для разблокирования контента на другом телефоне, например, уже не может. Не могли бы Вы пояснить, каким образом осуществляется оплата контента?

Это описание метода Separate Delivery (который обычно называют DRM2.0, что не совсем верно: Separate Delivery уже описан в спецификации версии 1.0). В своем докладе на MoCO2007 я акцентировал внимание на том, что DRM – это просто технологии, которые можно использовать различными способами, и только от бизнеса зависит как это делать – использовать только ограничения, или наоборот, создать более удобные и совершенные схемы работы с контентом. Ключевое значение имеет то, что эти технологии уже частично или полностью поддерживаются в абонентских терминалах, и не требуется никаких дополнительных действий от абонента, чтобы ими воспользоваться. Что касается приведенного Вами примера – пользователь имеет возможность попробовать полнофунциональную версию игры и, если она ему понравилась, заказать на нее только лицензию (ключ). Таким образом он платит только за тот контент, который реально готов приобрести, к тому же, за разные деньги можно получить и разные лицензии , например, за 1 доллар на 5 дней, за 5 долларов – неограниченное использование. А самое интересное в этом методе (Separate Delivery), что контент можно переслать и на другой телефон, и, чтобы им воспользоваться, другой абонент просто заказывает на него лицензию. Конечно, это больше касается музыки – с ней меньше вопросов по части совместимости форматов контента между разными аппаратами.

Не могли бы Вы вкратце описать процесс получения ключа к заблокированному контенту, если пользователь решил купить, например, понравившуюся ему мобильную игру? Не слишком ли сложна процедура получения ключа и не отпугнет ли она массового пользователя своей сложностью?

Процедура ничуть не сложна. Процесс происходит абсолютно прозрачно – когда истекает лицензия, аппарат абонента сам предлагает активировать контент, если абонент отвечает «да», автоматически производится подключение по специальной служебной wap-ссылке, на которой абонент может прочитать инструкцию по заказу лицензии на этот контент. Обычно предлагается отправить premium sms, либо произвести заказ непосредственно с этой wap-страницы, если контент-провайдер может использовать тарификацию по wap-кликам. Когда лицензия приходит в телефон абонента, она автоматически «связывается» с соответствующим контентом. А массового покупателя скорее привлечет возможность попробовать контент бесплатно, а заплатить только за тот, который действительно понравился. Кстати, процесс получения контента и лицензий для разных методов OMA DRM подробно описан на нашем сайте www.omadrm.ru

Какова примерная доля телефонов на российском рынке, полностью поддерживающих спецификации DRM 1.0?

Более половины, и их доля постоянно растет – новые аппараты, как правило, имеют полную поддержку DRM 1.0. Не стоит забывать и о том, что никто не запрещает подходить к вопросу использования DRM гибко – например, если аппарат абонента позволяет использовать метод Separate Delivery, то ему доступны все его возможности –полнофункциональные превью-версии, лицензии с различными ограничениями и т.д., если нет – то используется, например, простой Forward Lock.

Проявляют ли энтузиазм контент-провайдеры в отношении DRM? Я имею в виду «практический» энтузиазм, т.е. многие ли КП на российском рынке, по вашим данным, всерьез думают о внедрении систем защиты?

Энтузиазм контент-провайдеры, безусловно, проявляют. Однако зачастую это пока только некоторое абстрактное «хорошо было бы внедрить», но чувствуется недостаток понимания, как именно его использовать в своем бизнесе. Обычно понимание сводится к простейшим ограничениям и опасениям отпугнуть абонентов. Но ситуация неуклонно улучшается и, я уверен, в недалеком будущем OMA DRM станет просто одной из стандартных, широко используемых фунциональных возможностей.

Насколько легко интегрировать систему DRM в уже работающую инфраструктуру контент-провайдера?

В каждом случае это решается сугубо индивидуально и зависит от устройства платформы предоставления услуг. Некоторые платформы позволяют сделать это очень просто и быстро, в других внедрение потребует значительных усилий. Однако ничего невозможного нет, и мы предлагаем решения для различных вариантов интеграции – от набора специальных библиотек до выделенного DRM-сервера с хранилищем для защищаемого контента. В решении этого вопроса существует и достаточно серьезная проблема – часто общедоступная информация от производителя телефона содержит неверные сведения о поддержке методов OMA DRM, поэтому приходится полагаться только на тестирование аппаратов вручную. В целом можно сказать, что проще всего внедрить метод Forward Lock, несколько сложнее Combined Delivery и еще сложнее Separate Delivery, который, на самом деле, является самым интересным и функционально продвинутым методом.

Есть ли у Вас данные о том, какие российские контент-провайдеры уже используют DRM в своей работе?

Массового использования на данный момент, конечно, нет, но многие над этим работают. Могу сказать, что мы занимались первым внедрением OMA DRM в России для компании BeeOnline, оказывали консультационную поддержку компании INFON, также все контент-провайдеры, работающие на нашей платформе предоставления услуг MobiCont), имеют техническую возможность предоставления контента с использованием всех методов OMA DRM.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/5809.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
Упоминание компаний: MobiCont,
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]