– Вызовет ли начало строительства в Беларуси сетей 3G бурное развитие контент-провайдеров, без которых третье поколение телефонной связи рискует потерять свою финансовую и пользовательскую привлекательность?
– Проблема с 3G состоит в том, что большинство абонентов ментально еще не доросли до третьего поколения связи. Как следствие – спрос на ультраскоростной мобильный интернет и потоковое видео будет крайне низок. Соответственно невозможно будет собрать деньги на качественный контент. Получится своеобразный замкнутый круг.
– Выходит, в Беларуси 3G может и не окупиться?
– Белорусский рынок контента вообще специфический. Проблема в том, что специальную ценовую политику специально для Беларуси вырабатывать правообладатели «кассового» контента, скорее всего, не будут. Иностранные правообладатели видят, что тарифы в нашей стране очень сильно зарегулированы. Провайдеры и операторы связаны по рукам и ногам в установлении цен. Министерство связи фактически решает, что и сколько должно стоить. Что касается окупаемости 3G, то в Беларуси окупить строительство сети третьего поколения в краткосрочной перспективе априори невозможно. Массовую миграцию абонентов на новую технологию, а значит, и высокие доходы придется ждать очень долго.
– Кто в Беларуси сможет поставлять контент для сетей третьего поколения?
– Все существующие на данный момент контент-провайдеры смогут при желании работать с 3G. Конечно, будут появляться на рынке и новые игроки. Возможно, сами правообладатели выйдут к операторам напрямую. Я предполагаю, первое, что произойдет после запуска 3G, – все будут бегать и весело кричать: «3G! 3G!» Никто из игроков на рынке мобильного контента не представляет толком, как работать с 3G.
– Но ведь в конечном итоге провайдеры будут вынуждены измениться?
– Конечно, то же потоковое видео даст возможность существующим провайдерам формировать для абонентов плей-листы. Контент-провайдеры станут мини-каналами, формирующими в какой-то степени свой собственный продукт. Я не могу сказать, что мы готовы к приходу 3G. Ведется определенная предварительная работа – скорее всего, через полгода мы будем структурно готовы к введению в эксплуатацию сети третьего поколения.
– У кого в Беларуси можно купить контент для организации телевещания в 3G?
– У нас нет открытого либерального рынка того же телевидения. Все сосредоточено в руках отдельных подконтрольных государству компаний. Я должен признать, что их качественный уровень растет. Правда, поскольку государственные телеканалы и так вещают везде, я сомневаюсь, что будет большой спрос на их телепередачи в формате мобильного ТВ. Мобильное вещание, вероятно, начнется с политкорректных музыкальных и детских каналов.
– Будут ли прелести 3G по карману белорусским абонентам?
– Трудно сказать, по какому пути пойдут наши операторы. Я надеюсь, что это будет комбинированный путь. То же видео ведь можно тарифицировать по-разному: как по трафику, так и по подписке. С точки зрения провайдеров, возможно и то и другое. С точки же зрения абонентов, обязательно должен быть выбор, соответственно ближе и понятнее будет подписка. Я надеюсь, что подготовка к 3G заставит операторов присмотреться к тому, что во многих случаях выручка от продажи контента делится между оператором и провайдером либо по-братски, либо в худшую сторону для провайдера. Существующая система не дает возможности принести в Беларусь качественный контент.
Владимир ВОЛКОВ
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/5651.html