Видео, фото, презентации, выступления и другие материалы с MoCO 2010 лучше всего отслеживать с помощью специального тэга или RSS-канала.
Презентация короткая, потому что предполагается, что основное время мы потратим на обсуждение - тема очень интересная. Гораздо более живо и актуально получится в формате вопросов-ответов.
Краткая аналитика по рынку. Мы видим, что перспектива мобильных платежей значительная по всему рынку не только в России. Можно отметить, что Россия здесь ничуть не отстает от других стран, во многом даже будет их опережать. Во многом это связано с тем, что в России другие способы оплаты электронные не приобрели достаточной популярности по многим причинам.
Некий пример мирового опыта. Наиболее мобильные платежи развиты в Азии, где в Японии, например, можно расплачиваться мобильным телефоном. Там используются технологии NFC, когда деньги хранятся на Вашем мобильном аппарате, и Вы можете на них купить какие-нибудь продукты в магазине, оплатить проезд и прочее.
Аналогичные проекты запускают в Европе и США, но они там выстреливают с гораздо меньшими объемами из-за того, что в Европе и США очень развита культура оплаты банковскими картами.
В этом плане Россия – уникальный рынок, который оказался между Западом и Востоком. С одной стороны, у нас достаточно много пластиковых карт на руках у населения, плюс это население ими не слишком активно пользуется. Проникновение потребления карт меньше 10%, хотя проникновение самих пластиковых карт чуть ли не 100%. Фактически, это и обуславливает, что есть некая ниша для развития рынка электронных денег.
Говоря электронные деньги, я подразумеваю четыре типа. Первое – это пластиковые карты, которые идут несколько особняком, потому что банковский сектор к нашему рынку имеет посредственное отношение. Самые актуальные – терминальные платежи, электронные деньги, такие как WebMoney, YandexДеньги, и платежи с мобильного телефона.
На графике приведены объемы за 2009 год. Здесь видно в результате что, то, что наиболее близко к нам, мобильные платежи, занимает наименьшую долю по сравнению с электронными деньгами и платежами с терминала. Исходя из этого, можно предполагать, что потенциал роста огромен.
В связи с этим все три оператора запускают проекты мобильных платежей. Билайн уже запустил, МТС планирует запустить уже в третьем квартале. У нас проект мобильных денег делится на два основных направления. Первое – это, когда используя ваш мобильный аппарат, вы можете совершать платежи с вашего банковского счета, так называемый мобильный банкинг, который существует достаточно давно, а сейчас просто работаем над увеличением его проникновения – услуга МТС Pay, многим вам известная. Второе направление, которое новое для нас, – это платежи собственно с лицевого счета абонента. Установлена платформа, к которой будет очень легко подключиться, и на этой базе развивать сервис. Причем, в отличие от традиционных разделений по контенту, при совершении платежей с мобильного счета разделение будет гораздо более интересным партнеру.
Поэтому мы считаем, что уже в перспективе 2010 года у всех трех операторов будет примерный паритет по объемам рынка мобильной коммерции, дальше он будет интенсивно развиваться.
Мобильная коммерции сулит очень большие выгоды абсолютно всем участникам этого рынка, т.е. нет какого-то игрока, который здесь мог бы присутствовать, и которому было бы не интересно. Интересно и самим потребителям, которые получают возможность вообще забыть про пластиковые карты или хранение наличных денег в больших объемах у себя в кошельке. Есть мобильный телефон – и все, т.е. сейчас средний остаток на счетах где-то в районе 100 рублей. Понятно что, если с телефона можно купить абсолютно все что угодно, то станет удобным хранить всю зарплату на мобильном счете, и к этому мы очень активно движемся.
Есть некоторая особенность с точки зрения законодательства. Скорее всего, уже года два мобильные платежи были бы развиты в нашей стране, если бы не особенности нашего законодательства, которое расчетную деятельность позволяет осуществлять только организациям с кредитной лицензией. Основным регулятором этих организаций выступает Центробанк.
Для сравнения: в Европе, США расчетной деятельностью могут заниматься не только организации с кредитной лицензией. Для понимания: кредитная лицензия накладывает на компанию значительные ограничения (требования по ликвидности, по отчетности) и фактически делает ее банком. Понятно, что какие-нибудь игроки, желающие выйти на рынок электронный денег (в принципе, у нас сейчас на контентном рынке очень много агентов, субагентов, партнеров – это определяет, что он так интенсивно растет) в том виде, в котором это лоббируют банки и банковские ассоциации, не смогут выходить так свободно, потому что на них будет возложено огромное количество ограничений. Естественно, это затормозит темпы развития рынка, и поэтому все участники этого рынка, кто наиболее заинтересован, сейчас объединились и лоббируют другую точку зрения: различные мобильные платежи, электронные платежи должны регулироваться в рамках действующего законодательства, должны быть введены новые нормы, закон о национальной платежной системе, которые введут основы регулирования гораздо более упрощенные.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/16693.html