Когда готовился к этому выступлению, подумал, что за 20 минут очень сложно рассказать о том, что происходит на рынке микроплатежей, мобильной коммерции. Но после доклады Надежды, я удалил половину своих слайдов, потому что это все было сказано. Сейчас Наталья выступила – я еще половину удалил. Поэтому моя презентация будет очень краткой.
Что мы сейчас видим на рынке? Действия регуляторов и жесткое регулирование со стороны операторов микроплатежей приводит к тому, что микроплатежи в интернете очень сильно переходят в различные платежные системы. Отсюда можно сделать вывод: уступая платежным системам микротранзакции, оператор рискует потерять макрорынки.
Поэтому все операторы стали обращать все больше внимания на микроплатежи и искать выходы, каким образом это можно легализовать и запустить так, чтобы это было удобно всем. Все платежные системы, которые сейчас существуют на рынке, тоже предпринимают какие-то действия, конкурируя с операторами.
Например, можно посмотреть PayPal, о котором говорила Наталья. Они открыли свои интерфейсы для сторонних разработчиков, web-сайтов, wap-сайтов. И сейчас уже более 20 тысяч разработчиков включили механизм PayPal в свои сайты.
MasterCard также открыл платежные сервисы для разработчиков, хотя это было святая святых, и никогда такие платежные системы, как MasterCard и Visa, не открывали своих платежных инструментов для сторонних разработчиков. Сейчас это произошло, и очень многие стали выпускать различные виртуальные карты Visa и MasterCard и интегрировать платежные средства от Visa и MasterCard в свои системы.
Сейчас платежные системы, по сути, становится тем же, чем была несколько лет назад кредитная карточка по отношению к банковскому счету. С помощью простейших интерфейсов, которые предоставляются платежными системами, совершается все больше транзакций. И они постепенно отбирают все больший кусок у банков, которые раньше думали, что микроплатежи – это не наша стихия, мы здесь никак не конкурируем, наши привилегии – это такие большие транзакции, которые не относятся к микроплатежам, платежные системы, относящиеся к микроплатежам , несчастны. Сейчас уже начинается настолько жесткая конкуренция, что платежные системы начинаю переходить на более дорогие транзакции, и банки стали более внимательно относиться к микроплатежам.
Что, по сути, представляют собой платежные системы? Это интерфейс, надстроенный над пластиковой карточной/счетом оператора/виртуальными деньгами. Кроме удобства использования, он позволяет не сообщать номер кредитки при совершении платежа в интернете, что защищает от мошенничества. Этим была вызвана популяризация платежных систем в последнее время.
Недавно стал такой вопрос. Микроплатежи: где их можно применять? Изначально, когда был бум интернета, все думали, что микроплатежи внесут значительный вклад в развитие Web’a. Однако вместо этого покупатели привыкли подписываться на ненужные им материалы. И сейчас как раз наступает такой момент, когда и владельцы web-сайтов, и владельцы различных платежных систем стали задумываться о том, как не потерять пользователей и повысить лояльность к своим услугам.
Что мы видим в борьбе с этим? Владельцы различных крупных интернет ресурсов нашли такой способ противодействия этому: они стали создавать свои виртуальные валюты. Это сделал Second Life. Различные визуальные игры тоже к этому прибегают.
Если посмотреть на цифры, то ВВП Second Life составляет 560 млн. долларов, займ в социальных сетях достигает уже 300 млн. долларов. Российские порталы тоже от этого не отстают. И в начале 2010 года сеть «ВКонтакте» объявила о запуске своей виртуальной валюты, также открыла сервис микрозаймов, который называется «Касса взаимопомощи», и появился «Банк», в который даже можно положить валюты и получать какие-то дивиденды.
Мы видим, что социальные сети тоже активно двигаются в этом направлении и пытаются, пользуясь потерей некой лояльность к SMS платежам, развить эту лояльность на своих внутренних валютах.
Что происходит с мобильным капиталом? Сейчас в мире насчитывается более 4,5 млрд. абонентов и только 2 млрд. владельцев банковских счетов. Многие из тех, у кого есть счета, так никогда и не будут пользоваться банковскими продуктами, но у них есть возможность пользоваться финансовыми продуктами, используя счет у оператора.
Как позывает аналитика, глобальный рынок мобильных платежей, включая NFC, сейчас тоже очень сильно растет. И в 2010 году составит 170 млрд. долларов по прогнозам, а в 2014 году увеличится практически в 5 раз и станет составлять 630 млрд. долларов.
Когда операторы увидели такое состояние дел, все задумались о запуске программ мобильной коммерции. Какие задачи должна была решить мобильная коммерция? Это, первое – расширение групп товаров, доступных для оплаты со счетов мобильных телефонов. Второе – легализация микроплатежей, работающих через программы CPA. И третье, наверное, самое обширное, – это предоставление абонентам возможности совершать базовые банковские операции.
И если говорить уже о том, останутся ли операторы на этом рынке, то, мне кажется, что да, останутся с запуском программы мобильной коммерции.
Если посмотреть на регуляторов, которые сейчас очень активно пытаются как-то урегулировать микроплатежи, то им должно быть очень выгодно, когда пользователь будет пользоваться не cash’ем, который заносится через кассовые терминальные платежи, а именно счетом оператора. Потому что тогда все транзакции в интернете становятся не безымянными, а привязанными к какому-то конкретному абоненту, какому-то счету, т.е. этот рынок будет намного проще регулировать.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/16725.html