QR-код (англ. Quick Response — «быстрый отклик») — это матричный двумерный (2D) штрих-код, разработанный подразделением автомобильного концерна Toyota - японской компанией Denso-Wave в 1994 г. Первоначально технология предназначалась для использования в автомобильной промышленности, но впоследствии получила широкое распространение и в других отраслях. В отличие от обычных одномерных (1D) bar-кодов, QR-коды содержат в себе гораздо больше данных, и визуально представлены в виде черно-белых квадратов. Это графические изображения, формирующиеся по специальному алгоритму, позволяющему программе-сканеру на мобильном устройстве распознавать элементы штрих-кодов и обрабатывать заложенную в них информацию.
Один из самых существенных драйверов по распространению QR-технологии в мире в потребительском сегменте – это рост числа владельцев смартфонов и планшетных ПК, поскольку с их помощью QR-коды становятся доступны конечным пользователям. После сканирования кода пользователь чаще всего автоматически перенаправляется на соответствующий веб-сайт, где получает более подробную информацию о товаре или услуге. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование населения об этой технологии - например, в Японии она активно продвигалась при помощи масштабной телевизионной рекламы.
Портрет российского потребителя
Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках России, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компаниями SMARTEST и WapStart в июле 2012 г., треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах – они знают и понимают как можно использовать эту технологию. 59% не знают о QR-кодах, а 8% неправильно информированы (ошибаются в знании технологии). 23% пользователей уже сканировали своим телефоном QR-коды, причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз. 8% респондентов физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой, а доля тех, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды составляет 69%. В качестве основных причин, которые мешают респондентам использовать QR-коды, были указаны следующие: нет специальной программы в телефоне; не знают, как это сделать (по 44%) и отсутствие необходимости (25%).
Таким образом, благодаря совместным усилиям участников рынка QR-кодов по продвижению этой технологии, информированию населения и внедрению востребованных сервисов может быть охвачена большая часть потенциальных пользователей QR-кодов в России, которые не информированы о QR-технологии или/и не мотивированы в ее использовании.
Большая часть пользователей QR-кодов (84%) переходила после их считывания на веб-сайт; третья часть (33%) смогла считать контактные данные человека и сохранить их на телефон; 28% получали рекламу; 21% - другой контент (музыка, картинки, презентации и пр.) и 8% - видео. Только 6% указали, что QR-технология помогла им зарегистрироваться на рейс, мероприятие и пр.; столько же смогли инициировать интернет-опрос.
Основные ожидания российских пользователей мобильной связи от QR-технологии в части сервисов – это быстрый переход на веб-сайт, получение подробной информации о товаре или услуге, оперативное сохранение контактной информации человека на телефоне, получение скидок, использование QR как средства идентификации, быстрой регистрации на рейс самолета или поезда и пр
На практике, в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях как логистика, банковский сектор и транспорт.
Так, по данным J’son & Partners Consulting, в настоящее время QR-коды в том или ином виде используются в 6 из 20 исследованных розничных сетей, расположенных на территории России. Например, в магазинах ИКЕА покупатели, используя QR-коды, могут перейти на мобильный промо-сайт и узнать подробности текущей акции.
QR-коды используются транспортными компаниями, в частности авиакомпаниями, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии. В наружной рекламе и в печатных СМИ QR-коды используются для продвижения самых различных видов товаров – от бытовой и электронной техники до продажи автомобилей.
Мировой опыт
В развитых странах QR-коды появляются на рекламных щитах, в печатных изданиях, на этикетах товаров – то есть везде, где бренды хотят донести информацию о своих товарах и услугах в наиболее удобной и быстрой форме до конечных потребителей.
Наиболее популярны QR-коды в Японии (их используют более 50% пользователей мобильной связи), в США (14 млн пользователей) и в Великобритании (4 млн пользователей). По количеству отсканированных QR-кодов лидируют США, Канада, Великобритания и Япония. Среди операционных систем на смартфонах, которые были использованы для сканирования QR-кодов, наибольшую популярность итогам 2011 г. показали iOS и Android, которые с большим отрывом опережают RIM (BlackBerry), Windows и Symbian (Nokia). Наибольшую долю заняли такие события, инициированные при помощи QR, как ссылка на веб-сайт, получение текста и обмен контактами (vCard).
QR-коды принято считать, прежде всего, инструментом рекламы и маркетинга; они широко используются в розничной торговле. Например, в Южной Корее ритейлер Tesco применяет эту технологию на интерактивных стендах в метро – потребители на ходу выбирают и заказывают товары, которые в ряде случаев могут быть доставлены уже к моменту приезда домой. Это позволило Tesco за 3 месяца увеличить выручку от услуги HomePlus на 130%, а количество зарегистрированных пользователей – на 76%.
Вместе с тем QR-технологии успешно применяются и в таких отраслях как банковский сектор, транспорт и логистика, медицина, образование, социальные проекты и пр.
По оценке J'son & Partners Consulting, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2-3 года. К концу 2014 г. количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов или около 9 млн пользователей, т.е. вырастет примерно в 9 раз по сравнению с 1,1 млн в конце 2011 г.
При этом основным драйвером будет рост проникновения современных смартфонов со встроенными камерами и стремление бизнеса повысить свою эффективность, в том числе за счет инновационной рекламы с использованием QR-кодов.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/25535.html