Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Анализ лексики мобильных абонентов

1 июля, 2010
Анализ лексики мобильных абонентов В Институте русского языка имени Виноградова прошел круглый стол, посвященный итогам исследования мобильного словаря, проведенного учеными Института в интернете, на рекомендательном портале Имхонет при поддержке оператора связи Билайн. Цель исследования узнать, какие слова и выражения про разговоры по мобильному телефону люди используют чаще всего. Это первое исследование мобильного словаря в России.

Институт русского языка составил свой список слов и выложил его в клубе «Слово» Имхонета на суд пользователей. По итогам народного голосования, выяснилось, что чаще всего пользователи называют свой телефон словом – «мобильник» (37,9%), «мобильный» (29,8%) и сотовый (23,6 %). Меньше всего опрашиваемых называют свои аппараты «соткой» (1,1%), «трубкой» (5,7%), «сотиком» (7,6%) и «мобилкой» (7,8%).

В значении разговаривать по мобильному телефону пользователи проголосовали за выражение «болтать по мобильнику» (61,9%), в ситуации разрядки батареи чаще всего используется выражение «телефон сел» (38,3%) и «телефон сдох» (36, 4%).

В ситуации оплаты за мобильный телефон чаще всего люди используют выражения «кинуть денег на телефон» (49,9%), «заплатить за телефон» (19,7%), «оплатить» и «бросить деньги на телефон» набрали по 16,4%.

Пользователи не только голосовали за список слов, подготовленный Институтом русского языка, но и предлагали собственные неологизмы. Всего в ходе акции было предложено около 500 слов и выражений. «Это значительно больше, чем мы могли предположить. При этом мы отмечаем удивительное разнообразие семантических групп: есть слова, связанные с основой «сота», с названиями производителей сотовых телефонов и услуг («пчелофон», «сонька», «ночка», «сема»), термины, пришедшие в мобильный лексикон из интернета («флудить» в значении болтать, «зареалить деньги» – заплатить за телефон). Есть целый круг ласковых наименований, связанных с понятием «друг», дружба» («мобидруг»). – отмечает Ирина Алхимова, лингвист, куратор исследования «Мобильное слово». – Есть слова интересные по своему словообразованию, например, «билайничать», в котором использован тот же принцип, что в глаголах уютного времяпрепровождения – чаевничать, кокетничать…»

Победителями пользовательского голосования в номинации «лучшее мобильное слово» стали слова «звонилка» (22,9%), соточка (22.6%), блаблафон (19.4%), телефоша (12.1%). Телефон часто называется, как нечто живое («тамагочи», «звонарь», «челтел»), даже одушевленное (особенно это видно по глаголам действия: «телефон устал», «есть хочет/просит», «скончалась батарея»). Иногда это существо воспринимается дружелюбно («жужик», «телефанить», «телефоша/телефошик»), иногда агрессивно («ухомор», «дрындозвон»).

В номинации «лучшее мобильное выражение» победил неологизм «ухоблудить», собравший 26,6 % голосов. В значении "положить деньги не телефон" пользователи предлагали использовать "закинуть монеток", "залить на телефон", "инвестировать во флудосферу", "замылить в аппарат".

В акции в той или иной форме (предлагали слова, голосовали, комментировали посты других пользователей и т.д.) приняли участие 60 000 человек.

Леонид Крысин, заместитель директора по образовательным проектам Института русского языка имени Виноградова так объяснил цель исследования: «В последнее десятилетие в наш быт вошло множество технических новинок, каждое из которых обрастает новыми словами, и новыми способами использования этих слов. Мы провели наше исследование в интернете, потому что это территория свободы, где одновременно может существовать и серьезная лексика – «мобильный», «мобила», и игровые формы вроде «ухомора» или «дрындозвона». Часть собранного мобильного лексикона войдет в словарь современного русского языка, над которым сейчас работает наш Институт».

«Исследование мобильного лексикона проводилось методом краудсорсинга, (от английского crowd – «толпа» и sourcing – «подбор ресурсов»). Это попытка организовать толпу в умный коллектив, способный породить нечто яркое и значимое. Социальные сети в интернете – подходящая среда для этого: привычные сети второго поколения (так называемый web 2.0) позволяют людям высказаться, web 3.0 – еще и оценить месседжи других. Участники оказываются одновременно и производителями контента, (в данном случае слов и выражений), и экспертами, – отметил Александр Долгин, основатель рекомендательного портала Имхонет.

По его словам, качество жизни отдельного человека и общества в целом определяется степенью развития клубной жизни. Тем, насколько развиты инструменты формирования сообществ потенциальных единомышленников, что позволяет людям совместно решать интересующие их вопросы. В данном случае «умная толпа» опробовала свои силы на мобильной тематике.

Обилие слов, связанных с названиями разных брендов – «нокочка» (от Nokia), «мотя» (Motorola) «семен семенович» (Samsung), «сонька эриксонович» – позволяет продолжить эту мысль. Мобильный телефон определенной марки – это не просто вещь с утилитарными свойствами, но еще и знак, позволяющий правильно формировать сообщества людей. Это часть пропускной системы в клубы и одновременно информационное меню, которое там потребляется.

Психолингвист, ведущий сотрудник Института языкознания РАН Александр Василевич, подметил, что слова, возникшие вокруг мобильных телефонов, формируют «специальный язык» – то есть язык людей, объединенных одной профессией или страстью. «Например, термин «челтел» – человек-телефон, обозначает уже не просто обладателя мобильного аппарата, а фаната. Недавно я занимался исследованием языка алкоголиков, в нем порядка 70 синонимов слова «выпить». Мобильный словарь, сформированный пользователями, существенно превышает эту цифру. Может быть, мы перестаем быть пьющей нацией и превращаемся в нацию, упивающуюся коммуникацией, общающуюся? Телефон в этом общении партнер. Неслучайно люди не только одушевляют свои аппараты, но и ухаживают за ними как за живыми существами – «отправить на водопой» (в значении зарядить батарею) или «покормить телефон» (в значении положить денег).

Участники дискуссии обратили внимание на то, что многие слова, которые на первый взгляд кажутся окрашенными негативно (например «долбозвон», «трынделка»), при ближайшем рассмотрении не имеют окраски «минус»: от подружек часто можно услышать: «Так душевно потрындели…»

Завершилась дискуссия презентацией новой книги издательства НЛО «Ты где? Онтология мобильного телефона», в которой реалии, связанные с мобильным телефоном, осмысляются на философском уровне. «В книге есть чудесный пассаж, где автор вспоминает конец фильма "Доктор Живаго", где Живаго, увидев Лару, выскакивает из трамвая и погибает, рассказывает главный редактор издательства Ирина Прохорова. Если бы у них были мобильные телефоны, может быть, завершение истории было бы более счастливым. Этот пример прекрасно иллюстрирует, смену структуры общения и судеб, связанных с возможностью мгновенного контакта».

Мобильный телефон — это не только устное общение, но еще и обмен короткими сообщениями. Исследователи обратили внимание на параллели между sms’ками и стилистикой новгородских берестяных грамот: обилие сокращений, аббревиатур, знаков и графем. Раньше было сложно царапать на бересте, сейчас непросто набирать текст на маленьком экранчике несколькими кнопками. Многие сетуют, что люди перестали друг другу писать, но если сосчитать все короткие сообщения, отправленные с мобильного телефона и деловую переписку по e-мейлу, выяснится, что человек за год пишет больше, чем Лейбниц за всю свою жизнь.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/16773.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
Упоминание компаний: ВымпелКом,
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]