Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

J2ME и BREW. Технологии, бизнес модели, развитие и будущее.

18 мая, 2006
Последние 5 лет развития мобильного рынка прошли под знаком увеличения функциональности сотовых телефонов и конвергенции различных технологий в рамках одного маленького аппарата, изначальное предназначение которого было звонить. Постепенно из устройства призванного традиционно связать людей для разговора голосом, сотовый телефон начал превращаться в миниатюрный компьютер, не уступающий по функциональным возможностям своим старшим братьям, конечно, ограничения интерфейсов все еще отделяет его от полноценного компьютера, но уже миллиарды пользователей сотовых сетей имеют возможность загрузить себе на телефон и запустить те или иные программы. А там где программы, необходимы платформы для их исполнения и разработки. Несомненно, основными такими платформами на сегодняшний день являются Java 2 Micro Edition и BREW. Работая в течении 3-х лет ведущим продюсером компании Reaxion> (www.reaxion.com>) я имел возможность участвовать в проектах по созданию игр и платформ для распространения контента под обе данные платформы, в данной статье мне хотелось бы поделится некоторым опытом и рассмотреть J2ME и BREW с точки зрения используемых технологий, бизнес моделей и перспектив каждой их платформ.

Технологии

BREW brew.qualcomm.com>

BREW – Binary Runtime Environment for Wireless. Среда исполнения программ на сотовых телефона основанных на технологии CDMA. Законодателем мод на рынке и фактическим владельцем технологии CDMA является компания Qualcomm, она же и создала BREW, когда встал вопрос о необходимости исполнения загружаемых программ на телефонах CDMA. Поскольку Qualcomm полностью контролирует данный рынок, то BREW относительно хорошо стандартизирована, в качестве языка программирования BREW использует С/C++. Платформа широко вышла на рынок в 2001 году, все операторы CDMA были включены в бизнес процесс что позволило сразу сделать приложения доступными клиентам.

Для начала разработок под BREW достаточно скачать эмулятор и SDK доступные на сайте Qualcomm. Но чтобы выйти на рынок необходимо стать официальным BREW разработчиком, что подразумевает наличие определенного опыта, соответствие требованиям Qualcomm и некоторые финансовые затраты. Для коммерческой разработки можно использовать как платный набор инструментов ARM Developer Suite, так и бесплатные решения, основанные на gcc. В практике Reaxion с успехом использовался и тот и другой подход.

Простота программирования, поддержка Qualcomm, широкий охват рынка, все сделало старт BREW очень удачным и позволило многим небольшим компаниям начать выпускать продукты, которые затем распространялись среди десятков миллионов покупателей. Так например Reaxion - небольшая по тем временам команда, смогла благодаря наличию высоко квалифицированных С/C++ программистов в течении года выпустить на ранок боле 10 наименований продуктов, среди которых MMS клиент – широко использующийся многими операторами мира, первый на рынке extension (аналог dll в Windows) xml parser, множество игр.

J2ME java.sun.com/j2me>

J2ME появилась на рынке первой, еще в конце 90-х годов прошлого века ряд ведущих компаний совместно с Sun начали вырабатывать спецификацию для среды выполнения Java приложений на мобильных телефонах. С учетом объективных ограничений вычислительных возможностей, интерфейса и коммуникаций были выработаны спецификации JSR-37 (MIDP 1.0) и JSR-30 (CLDC 1.0)

Итак, Java 2 Micro Edition - среда выполнения программ на языке Java для устройств с ограниченными ресурсами (мобильные телефоны, коммуникаторы, встроенные системы). Имеет некоторые ограничения по сравнению со стандартной Java, а также некоторые дополнительные пакеты для различных классов устройст. J2ME базируется на профайлах - profile (MIDP, DoJa) и конфигурациях - configuration (CLDC, CDC). Каждый из профайлов и конфигураций, как правило оформляется отдельной спецификацией JSR (Java Specification Request). Также спецификациями оформляются дополнительные пакеты в рамках профайлов или конфигураций, которые прдназначены для расширения функциональности, например WMA (JSR-120), 3D (JSR-184) и тд. Все инструменты для разработки java.sun.com/j2me>

Все инструменты для разработки под J2ME совершенно бесплатны и находятся в свободном доступе на сайтах Sun и производителей телефонов, так что каждый владелец сотового телефона с поддрежкой J2ME, знакомый с азами программирования на java вполне в состоянии в течении пары дней написать приложения для своего гаджета.

Уже в начале этого века на рынке стали появляться устройства, поддерживающие J2ME, среди них Nokia 3410, 6310i, Siemens SL45i и другие. По началу все телефоны были черно белые с не большим объемом памяти, но по мере роста технологий, совершенствования производства и удешевления комплектующих произошел быстрый переход к тому состоянию рынка который мы наблюдаем сейчас – цветные экраны, большие вычислительные возможности.

Несмотря на более раннее появление и более солидный по размерам рынок GSM J2ME шла к признанию несколько лет, только 2 года назад начался реальный рост этого сектора мобильного программинга, причинами тому послужили некоторые особенности GSM рынка и просчеты Sun при старте платформы.

Проблемы совместимости

Суть Java – написано один раз, запускается везде, к сожалению изначально не выдерживалась, различные ветки Java требуют, как правило, различных технологий и знаний, но все равно Java программист способен без труда адаптироваться к новой платформе. В идеале программирование под J2ME значительно проще чем на BREW, в виртуальная Java машина берет на себя многие функции и заботы программиста, в то время как на С/C++ необходимо обо всем заботится самому. Но в результате некоторой разобщенности производителей телефонов, не внимание со стороны Sun к вопросам стандартизации на рынке начали появляться персональные решения (дополнительные пакеты) от каждого крупного производителя (Nokia, Siemens, Samsung)? Что привело к не возможности создания единого эффективного приложения для всех платформ, фрагментированию рынка и росту затрат на производство программ. Reaxion для каждой игры на BREW создает порядка 6-7 версий под все телефоны на рынке и как минимум 15 отдельных версий для J2ME приложения, что ведет к удорожанию разработки на J2ME. Справедливости ради, стоит отметить, что принцип «написано один раз – работает везде» не работает и на BREW, но проблем с совместимостью кода заметно меньше, чем для J2ME, и количество аппаратов на порядок меньше GSM рынка.

Бизнес модели

Изначально, на рынке GSM, при появлении Java приложений (BREW рынок развивался чуть по другим правилам), операторы смотрели на них как на баловство и не особо хотели заниматься побочными продуктами мобильных технологий, уделяя больше внимания голосовом и SMS услугам, этому также способствовало малое количество телефонов поддерживающих новомодные штучки и туманные перспективы данного рынка в целом. Справедливости ради надо отметить, что и набиравшим в то время популярность SMS услугам GSM операторы по началу уделяли не особо много внимания, предоставляя транспорт и зарабатывая на трафике, а не на распространении контента отдав это на откуп сторонним провайдерам. Результатом такого отношения явилось, то что распространением Java игр занялись либо сами производители телефонов, как например пионер в этом деле Nokia, либо сторонние контент провайдеры типа Handango и во множестве появившиеся на рынке региональные продавцы мобильного контента.

Проблемой явилось и отсутствие в рамках стандарта GSM модели продаж программных продуктов для телефонов. Да, можно было скачать и установить программу по WAP, но совершенно не было готовых средств биллига для подобных целей, что тоже препятствовало широкому коммерческому продвижению данной технологии, тк вопросы сбора денег были очень туманны. Еще одной проблемой явилась возможность закачивать J2MЕ приложения на телефон по инфро-красному порту или через кабель, для многих, особенно продвинутых пользователей это не составляло труда, что также понижало потенциал рынка. В ожидании момента когда в GSM мире появится критическая масса пользователей, которые знают, что на телефоне можно играть, телефоны станут более пригодными для этого, люди будут готовы платить и операторы будут знать как взять деньги прошло 3 года. Бурный рост рынка Java игр начался в 2003 году, к этому моменту подавляющее большинство новых аппаратов стали поддерживать J2ME, телефоны стали по большей части цветные и более пригодными для использования в целях поиграть, операторы определились с политикой в отношении контент провайдеров и premium sms услуг в качестве платформы для биллинга продаж контента и стали больше уделять внимания технологиям платежей на основе WAP, как следующего этапа развития рынка.

Рынок BREW, стартовав немного позже, избежал многих проблем присущих GSM/J2ME рынку, став тем самым более привлекательным. Изначально Qualcomm создал централизованную, коммерчески продуманную систему распространения программ для телефонов в сетях операторов CDMA. Была разработана и внедрена единая система продаж и сбора денег, удобная для потребителей, операторов и поставщиков контента. Ключевым элементом распространения BREW приложения является BDS (BREW Delivery System), которая с одной стороны позволяет разработчикам предлагать свои программы для продажи на всех операторах, с другой стороны обеспечивает автоматическое списание денег (через интерфейсы операторов) с клиентов за купленные приложения, и распределение их между участниками процесса – разработчиком, оператором и Qualcomm’ом. В обязательном порядке все BREW приложения проходят тестирование и подписываются электронной подписью, прежде чем станут доступны пользователям для скачивании. Тестирование обусловлено необходимостью проверить правильность функционирования стороннего приложения на телефоне, то что оно не приведет к тому что телефон перестанет выполнять свою основную функцию – звонить. Процесс тестирования вносит дополнительные затраты в разработку, но если у компании отсутствуют проваленные тесты в течении определенного периода, возможно получить значительное упрощение процедуры, так например Reaxion недавно получил статус BREW self test, что позволяет нам выпускать приложения быстрее и по облегченной процедуре.

После прохождения всех необходимых процедур программа попадает в центральную базу данных BDS где становится доступной для всех операторов поддерживающих BREW. В рамках BREW Qualcomm ввел очень строгую политику по защите продаваемых приложений. Практически невозможно на BREW телефонах закачать, что-либо через кабель, инфракрасный порт, Bluetooth. Во многих телефонах функции Bluetooth сводятся к поддержке аудио-профайла для связи с hands-free гарнитурой. Если и находится возможность как-то обойти препятствия, то это стоит несоизмеримо больших денег, чем использование легальных программ и не всегда под силу даже профессионалу вооруженному девелоперскими аппаратами так, например, у меня, как у менеджера проектов игр компании Reaxion Curling и Minigolf возникали трудности с заливкой очередных версий по кабелю с помощью фирменного ПО предназначенного для разработчиков. Благодаря такому подходу валовой сбор денег с одной игры на BREW заметно превосходит поступлении от J2ME игр на сравнимых по количеству потребителей рынках.

Имеется и интересный симбиоз – оператор Sprint, который использует технологии CDMA и бизнес модели присущие BREW рынку, но в качестве платформы исполнения загружаемых программ использует J2ME, совмещая в себе простоту разработки и привлекательность продажи своих продуктов.

Перспективы

В течение последнего времени стали заметны тенденции сближения рынков J2ME и BREW (точнее, движение рынка J2ME в сторону бизнес модели используемой Qualcomm). Сертификация программ, построение более развитых систем биллинга контента, на основе непосредственно биллинга оператора (cистемы пободные Qualcomm BDS разрабатывает и поставляет на рынок Nokia ), и тд. GSM сообщество начинает больше уделять внимании проблемам защиты прав и активно внедряет DRM (Digital Rights Management) в современные сотовые телефоны, что должно благотворно сказаться на защищенности распространяемых J2ME приложения в сотовых сетях GSM.

С другой стороны рынок BREW становится чуть более «демократичнее» и размытым, рост приводит к чуть более аморфной структуре, но не в ущерб основным принципам.

Вместе с тем BREW активно внедряется на телефонах GSM и с повсеместным переходом, в ближайшие 10 лет, операторов на сети 3G, в основе которых лежит технология CDMA можно предположить, что мы увидим противостояние этих двух основных игроков.

В данный момент BREW выходит и на российский рынок. Федеральная сотовая сеть стандарта CDMA Skylink в течение 2005 года полностью подготовила к запуску платформу BREW. В ближайшее время российским потребителям станет доступен широкий спектр современных сервисов, приложений и игр созданных для данной платформы, что несомненно вызовет дополнительный интерес у отечественных разработчиков и они смогут реально сравнить преимуществ и недостатки BREW и J2ME.

BREW

Плюсы:

  • использование С/C++, на рынке достаточно много квалифицированных специалистов по данному направлению
  • стандартизация
  • обязательное тестирование
  • единая система распространения приложений
  • строгая политика по соблюдению авторских прав

Минусы:

  • для самостоятельной продажи программ необходимо пройти сертификацию
  • относительно высокая стоимость тестирования
  • распространенность пока только на сотовых сетях CDMA

J2ME

Плюсы:

  • простота программирования
  • доступность средств разработки
  • отсутствие обязательного тестирования
  • каждый разработчик может продавать свое приложение
  • огромный рынок GSM

Минусы:

  • размытость рынка
  • налитее множества платформа не всегда совместимых друг с другом, как следствие увеличение числа портов и удорожение разработки
  • отсутствие системы биллинга
  • слабая защита прав авторов

Автор – Дмитрий Булычков, продюсер Reaxion Corp

© Reaxion> © «Мобильный Контент»

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/1498.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
Упоминание компаний: Reaxion,
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]