Появление мобильного телевидения стало возможным благодаря потоковому видео - технологии сжатия и буферизации данных, которая позволяет передавать видеоинформацию в режиме реального времени по беспроводным сетям. При этом пользователю не приходится ждать полной загрузки файла на мобильное устройство: пересылка данных идет непрерывным потоком в виде последовательности сжатых пакетов и проигрывается по мере того, как передается на сотовый телефон. Стоит отметить, что именно этот принцип лежит в основе всех интернет-коммуникаций. Мобильные телефоны не обладают собственными ТВ-ресиверами, поэтому видеосигнал на них приходит так же, как и электронная почта в ваш ящик, - маленькими пакетами данных.
Для просмотра потокового видео требуется мобильный аппарат со встроенным видеопроигрывателем, который декодирует данные и выводит расшифрованное изображение на экран.
Зарубежный опыт
Мобильное телевидение транслируется сегодня во многих странах мира. Так, уже больше года в нескольких мобильных компаниях США действует сервис MobiTV. За 10 долларов в месяц его пользователи могут просматривать программы более двадцати каналов, включая MSNBC, CNBC, NBC (Mobile), ABC News, CNET, Fox Sports и Discovery Channel. На сегодняшний день к услуге MobiTV подключилось около 400 тыс. абонентов.
В Европе мобильный оператор Vodafone, объявив в ноябре 2004 года о запуске сетей третьего поколения (3G) одновременно в тринадцати странах, выбрал в качестве их продвижения услугу <Мобильное ТВ>, предлагающую доступ к новостным и спортивным программам, а также к трейлерам фильмов, анимации и одноминутным <мобизодам> популярного телетриллера <24>.
Несомненными лидерами в области мобильного ТВ являются Южная Корея и Япония. Недавно сотовые телефоны в этих странах начали принимать уже и спутниковые телеканалы. По прогнозам компании Media Broadcasting, запустившей спутниковое вещание на мобильные устройства, за первые три года число ее подписчиков достигнет полутора миллионов человек.
Уже в течение 9 месяцев услугу <Мобильное телевидение> предоставляет сеть <Мегафон>. Для просмотра доступны телеканалы <Рамблер-ТВ> (научно-популярные и развлекательные программы), <РБК-ТВ> (деловые новости), <ТДК> (Телевизионный дамский клуб), музыкальные каналы <Муз-ТВ> и Neo-TV, а также Style-TV (телеканал обо всем модном и стильном). В планах <Мегафона> - увеличение числа транслируемых каналов, а также предоставление новых видеосервисов. Для получения телепрограмм нужно, чтобы телефон мог воспроизводить потоковое видео с помощью проигрывателя Real One Player и поддерживал передачу данных через GPRS. Услуга стоит 19 долларов в месяц, и на данный момент к ней подключилось около 20 тысяч пользователей.
Мобильное телевидение хочет запустить и Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС), которая сейчас тестирует трансляцию на базе GPRS и собирается заинтересовать в этом руководителей основных российских телеканалов.
Поколение <Три>
Однако эксперты считают, что GPRS и даже более быстрая сеть EDGE не приспособлены для передачи телевизионных сигналов высокого качества и не выдерживают объема передаваемой информации при одновременном подключении к ней большого количества абонентов. Другое дело - сети третьего поколения, которые предназначены для передачи мультимедийного контента. В Японии и Южной Корее они действуют уже с 2001 года, а сейчас распространяются в США и странах Европы. <Мегафон> тоже готов перешагнуть в третье поколение мобильной связи.
Правда, по мнению аналитиков, потоковое видео даже через сети третьего поколения - не идеальный вариант для мобильного вещания. Большие надежды возлагают на специальный стандарт цифрового мобильного ТВ - DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld), который был принят в Европе осенью прошлого года. За счет использования интернет-протокола передачи данных (IP Datacasting) DVB-H позволяет передавать в 10-15 раз больше телепрограмм, чем действующий сейчас в Европе стандарт DVB-T. Телесигнал посылается один раз и может приниматься одновременно всеми мобильными пользователями. Эта технология намного дешевле, чем потоковое видео через GPRS, EDGE или 3G, а качество вещания такое же, как и у обычного телевидения. А поскольку DVB-H комбинирован с интернет-протоколом, то зрители получают доступ не только к теле- и радиопрограммам, но и к веб-страницам.
Тестирование формата DVB-H уже прошло в Берлине под руководством компании Nokia совместно с Philips, Vodafone и Universal Studios Network Germany. Цель проекта Broadcast Mobile Convergence (BMCo) - показать, что мобильное вещание не <двойник> обычного ТВ, а коммуникационный канал с многочисленными интерактивными сервисами. Например, в передаче
С технической точки зрения коммерческая эксплуатация такого мобильного интерактивного ТВ станет возможна только с 2006 года. Как заявил менеджер проекта BMCo профессор Клаус Заттлер, <исследование показало, что конвергенция цифрового телевещания и мобильных сетей дает огромные возможности для бизнеса. В то же время мы осознали, что предстоит решить еще много проблем, прежде чем выводить новую технологию на рынок. Поэтому мы активно ведем переговоры с нашими политическими и отраслевыми партнерами>.
Еще одну опытную зону мобильного вещания через DVB-H компания Nokia запустила в марте 2005 года в Хельсинки. В пилотном проекте принимают участие 500 пользователей смартфонов Nokia 7710, операторы сотовой связи и ведущие финские телекомпании. Вдобавок к местным и международным телеканалам смартфоны будут принимать радиопрограммы, дополнительную информацию из интернета о телепередачах, спортивные новости и сводки погоды. Кроме того, тестирование стандарта DVB-H пройдет летом и в Оксфорде.
Новые формы
При выборе программ для трансляции на <карманные> телевизоры необходимо учитывать миниатюрность их экранов. Очевидно, что надо делать упор на крупные планы лиц героев и детальные изображения. Текст на экране также должен быть крупным. Об этом уже позаботился один из каналов, доступных подписчикам MobiTV, - NBC Mobile, который перерабатывает новости NBC специально для формата мобильного телевизора.
Передачи для <сотового> вещания должны быть короче обычных программ: пользователь будет проводить меньше времени перед экраном портативного телевизора, чем перед обычным <ящиком>. Прежде всего будут востребованы короткие выпуски новостей, музыкальные клипы и трейлеры фильмов.
Чтобы мобильное телевещание пользовалось популярностью, его содержание должно быть в какой-то степени уникальным. Например, запускаемые мобильной компанией Vodafone одноминутные <мобизоды> телетриллера <24> - это то, что раньше никогда не показывалось по телевизору. Интересно, что американский оператор сотовой связи Verizon Wireless тоже планирует транслировать для своих абонентов короткие <мобизоды>, снятые по мотивам двух популярных <мыльных опер>. Возможно, вслед за <мобизодами> появятся и другие жанры мобильного телевидения.
По мнению менеджера проекта BMCo Клауса Заттлера, <если рекламодатели хотят получить выгоду от использования потенциала мобильного ТВ, то они должны подумать о новых формах рекламы>. Во время тестирования в Берлине большая часть пользователей высказалась против длинных рекламных блоков. Однако респонденты согласились смотреть рекламу в виде коротких клипов или спонсорства, если при этом будет снижена плата за услугу мобильного телевидения.
Клаус Заттлер также отметил, что реклама для мобильного ТВ может быть интерактивной. Кроме того, в качестве рекламы можно использовать и трейлеры фильмов.
Но пока аудитория сотового вещания не так велика, и рекламодатели не спешат рассматривать его в качестве дополнительного медианосителя. Однако представьте себе будущее этого средства информации и прибыли игроков нового рынка, если лет через пять-десять у половины населения нашей планеты будут мобильные телефоны и хотя бы половина этих телефонов будет оснащена телевизионными приемниками...
Другие новости по теме: Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/78.html