Предпродажная история
Поскольку можно продавать лишь акции предприятия, изначально необходимо было преобразовать неповоротливое госпредприятие в акционерное общество. Этой задачей Министерство связи Украины занялось еще в 1997 году, тогда было принято решение о подготовке к приватизации отрасли, в рамках которой необходимо было разработать программу создания национальных акционерных компаний почтовой и электросвязи "Укрпочта" и "Укртелеком". Ведь телекоммуникационный гигант изначально законодательно был запрещен к приватизации. Для этого нужно было законодательно разрешить его приватизацию.
Сначала "Укртелеком" спешили продать под президентские выборы 1999 года, обеспечив таким образом выплаты пенсий и зарплат в госпредприятиях и лояльность по отношению к кандидату на пост, действующему на тот момент президенту Леониду Кучме. Но поскольку реструктуризация компании заняла слишком много времени, необходимо было провести оценку стоимости имущества и аудиторскую проверку, сформировать уставный фонд, время "Ч" отодвинулось. Корпоратизация "Укртелекома" началась 10 июня 1999 года по общей схеме преобразования госпредприятий в акционерные общества и завершилась 27 декабря. Спустя полмесяца государственное предприятие электросвязи было перерегистрировано в ОАО, что открыло путь к его приватизации.
Кабинет Министров Украины вынес в мае 2000 г. на рассмотрение проект "Закона о приватизации "Укртелекома". После жарких парламентско-правительственных дискуссий Верховная Рада в июне 2000-го приняла к рассмотрению, помимо правительственного, 2 законопроекта об особенностях приватизации "Укртелекома". Среди них выделялся проект Компартии Украины, по которому предлагалось провести эмиссию акций компании в размере 20% уставного фонда предприятия (около 2 млн. акций), из них 600 тысяч предлагалось продать трудовому коллективу по 50 коп., что в 2 раза выше номинальной стоимости (25 коп.), а остальные - гражданам Украины по 1 грн. Авторы-коммунисты считали, что от продажи 25%+1 акция "Укртелекома" можно получить не менее 2,5 миллиардов долларов.
По другому законопроекту Алексея Костусева, тогда депутата, а ныне - главы Антимонопольного комитета, предусматривалась продажа акций "Укртелекома" только промышленному инвестору. Им не может быть компания, зарегистрированная в оффшорной зоне. Изменены по сравнению с правительственным законопроектом и доли распределения средств от продажи пакета акций предприятия: 60% предполагается направить в бюджет (ранее планировалось 70%) и 30% - на развитие "Укртелекома" (ранее 20%), 10% направить Министерству обороны исключительно на финансирование цифровых систем связи. В законе также отмечено, что в государственной собственности предполагается закрепить пакет акций в размере 50% уставного фонда предприятия +1 акция, а на продажу выставить не менее 25% уставного фонда "Укртелекома". Этот законопроект и был утвержден в качестве Закона Украины.
Впрочем, "промышленные инвесторы" не спешили объявляться. И связано это было со спадом в телекоммуникационной отрасли в Европе после неудачного введения технологий третьего поколения (3G). Олег Шевчук, директор Института информационного общества, считает, что лучшее время для приватизации телекоммуникационных компаний было с конца 1996 до 1999 года. "Тогда был высокий спрос на телекоммуникационные компании, очень удачно продавались восточноевропейские операторы. Это было модно, за компании платили цену, неадекватную их доходам, прибыльности и балансам. Россияне тогда успели приватизировать свои областные компании, и их рынок развивается намного динамичнее нашего", - заявил Шевчук в интервью "Граням плюс". В последние же годы удар по данному бизнесу нанесли фондовые скандалы в США и активное развитие мобильной связи. По его мнению, именно украинские мобильные операторы представляют самую большую угрозу для "Укртелекома". Большая часть международного и междугороднего трафика ушла именно к ним. Но в этом и большая вина "Укртелекома", долгое время не демонстрировавшего гибкость в международных тарифах.
Мобильные активы
Еще в 2003 году Кабмин решил, не от хорошей жизни, конечно, продать контрольный пакет UMC, а это ни много ни мало 51%. Все акции мобильного оператора тогда выкупила российская МТС, и таким образом "Укртелеком" лишился своих мобильных активов. Эксперты сходились во мнении, что продажа UMC была стратегической ошибкой государства, которая снизила рыночную стоимость "Укртелекома". В 2004 году в аккурат перед последними президентскими выборами, когда тогдашняя власть поставила все на своего кандидата Виктора Януковича и планировала в срочном порядке все-таки продать "Укртелеком", об этом вспомнили и попытались отсудить обратно акции мобильного оператора. Генеральная прокуратура Украины в июне оспорила в хозяйственном суде законность продажи "Укртелекомом" принадлежавших ему 51% акций компании UMC на основании несоответствия этой сделки принятому в 2000 году Закону "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком".
По результатам рассмотрения дела Хозяйственный суд Киева отказал Генпрокуратуре Украины в удовлетворении иска о признании сделки по продаже акций UMC незаконной. Пробный шар в лузу не попал, и Генпрокуратура уже не стала более испытывать судьбу, да и не до того было: наступила жаркая осень 2004-го, хотя Фонд госимущества пытался сделать все от него зависящее, чтобы успеть продать "Укртелеком" до выборов.
По поводу продажи акций в UMC, учитывая последующие продажи акций в этой и других компаниях (например, "Украинских радиосистемах"), можно с уверенностью сказать, что контрольный пакет был продан достаточно дешево. Всего МТС на акции, принадлежавшие "Укртелекому", потратила в сумме 171,8 млн. долл. Сначала 25% ушли за 84,2 млн. долл., а два пакета по 16,33% DeutscheTelekom (Германия) и KPN (Нидерланды) обошлись по 55 млн. долл. Сделки были завершены в начале марта 2003 года. После чего МТС приобрела через продажу опциона оставшуюся 26%-ную долю "Укртелекома" за 87,6 млн. долл. А вот уже оставшиеся 16,33%, принадлежавшие TeleDanmarkInternational (Дания), были проданы за 91,7 млн. долл. В то же время в 2005 году "Вымпелком" приобрел "УРС", сеть которой требует гораздо больших капиталовложений, за 231,3 млн. долл.
Но при покупках МТС постаралась соблюсти все формальности, чтобы не вызывала сомнений правомочность купли-продажи. Финансовым консультантом транзакции выступал международный инвестиционный банк ING Barings, а юридическое сопровождение осуществляли американские юридические компании Latham&Watkins и Clifford Chance. Все этапы купли-продажи тщательно проверялись этими авторитетными организациями на предмет соответствия национальному и международному законодательствам. Поэтому придраться к сделке достаточно сложно.
3G и другие
1 декабря 2005 года Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) Украины выдала "Укртелекому" лицензию на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения (3G) в стандарте UMTS (WCDMA). Стоимость лицензии составила всего 1,8 млн. долл., а стоимость использования радиочастотным ресурсом была оценена в 28,2 млн. долл.
Естественно, что UMC и "Киевстар" посчитали выдачу такой лицензии без конкурса нарушением законодательства, после чего к ним присоединились и все остальные мобильные операторы, и написали обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко. Дело в том, что предусмотрено дать всего 3 лицензии, а это значит, что среди мобильных операторов будет всего два счастливчика. Между ними будет проводиться конкурс, и они, естественно, не согласны с тем, что один из операторов, пусть даже такой крупный и государственный, получает лицензию сразу без тендера.
Итак, "Укртелеком" снова получил мобильный актив, но как ему удастся им распорядиться - большой вопрос. Уже почти два года, как компания представила программу "РадіоСпот" по разворачиванию точек беспроводного доступа в интернет (хот-спотов). Но они, к сожалению, создаются слишком медленно, а ведь это более перспективное направление с точки зрения заинтересованности потребителей. Не будет ли такими же темпами разворачиваться и 3G-связь? Но как бы там ни было, а одно крупное золотое яйцо в корзину "Укртелекома" уже положено.
Еще одним шагом по улучшению имиджа "Укртелекома" должно стать повышение тарифов на фиксированную связь. Ведь финансовый план компании, предусматривающий получение в 2005 году 1,109 млрд. грн чистой прибыли, был рассчитан уже исходя из новых, повышенных на 70% тарифов на местную связь.
Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что приватизация "Укртелекома" будет проводиться "по принципу "Криворожстали", "на публичной и конкурсной основе" и без всяких "особенностей". Это значит, что Закон Украины "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком", применяться не будет, поскольку его действие было приостановлено Верховной Радой 5 июля, а 23 ноября Кабмин внес в парламент законопроект N 8488 о полной отмене устаревшего закона. После принятия нового закона "Укртелеком" будет включен в перечень объектов для приватизации в 2006 году.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/656.html