Сами операторы выделяют сегодня три направления контент-услуг: развлекательные, информационные и справочные. Заказать их можно как с помощью SMS, так и по обычной голосовой связи. Сегодня 70-80% дополнительных сервисов абоненты заказывают посредством SMS (правда сообщения приносят контент-провайдерам всего 50% суммарных доходов); год назад доля голосовых услуг в доходах была в несколько раз меньше - в основном из-за отсутствия достойных голосовых услуг.
В группе развлекательных сервисов наиболее популярны <персонализации>: стильные картинки, рингтоны и т.п. <Большинство этих услуг заказывается посредством SMS>,- рассказал заместитель начальника департамента развития и управления продуктами UMC Сергей Самокрик. Его коллега из <Киевстар> Роман Саввин, начальник отдела развития m-коммерции и контента, заметил, что <внятные> голосовые услуги появились около года назад: <Они более удобны - абоненту не нужно запоминать код контента и номер короткого доступа - достаточно просто позвонить и сказать сотруднику звонкового центра провайдера, какую мелодию желаешь получить и для какой модели телефона. Своей простотой эти сервисы быстро завоевывают популярность>. На втором месте у голосовых развлекательных услуг анекдоты и песни в подарок. <Популярны и SMS-голосования в различных программах на телеканалах и радиостанциях, и сервисы <для взрослых> (прослушивание эротических рассказов, <общение> по телефону, заказ эротических картинок. - Авт.)> - замечает г-н Савин. Аудитория этих развлекательных сервисов - молодежь (15-25 лет).
Информационные и справочные услуги нацелены на взрослую аудиторию (25 лет и выше). Среди них наиболее популярны универсальные справочные с информацией о компаниях, услугах, товарах и развлечениях. Пока они не получили должного развития, хотя потенциал у них есть - во время <помаранчевой революции> линия новостей <5 канала> была весьма востребована.
Как правило, контент-услуги предлагают не сами операторы, а контент-провайдеры. О доходности их бизнеса <мобильщики> не говорят, хотя и не отрицают, что те работают с хорошей рентабельностью, несмотря на то, что операторы забирают себе 30-60% дохода провайдеров. Конкуренция между провайдерами весьма условна - одну и ту же услугу предлагает всего 3-5 компаний, а ценовую политику диктуют операторы.
Для операторов контент-услуги - очень важное дополнение к традиционной мобильной связи. <Новые сервисные возможности в первую очередь направлены на увеличение ARPU (доход от одного абонента)>, - откровенно признался начальник отдела развития контента <Киевстар>. Кроме того операторы уверены, что подобные услуги повышают лояльность клиентов (некоторые из них могут быть бесплатными для определенных категорий абонентов или в рамках акции) и помогают формировать имидж компании (например, информационные справки для иностранных туристов), но главное - это ARPU.
Как и во всем мире, доля доходов от контент-услуг в общих доходах украинских операторов будет расти. Равняются украинские операторы на Европу, для которой <емкость> этого рынка составляет 6-7% общих доходов <мобильщиков>, и с завистью приглядываются к азиатскому региону (Северная Корея, Япония:), где эта цифра достигает 20% (зависть вполне уместна - даже для Украины 20% от $1,5 млрд. составит очень приличную сумму в $300 млн. - Ред.). <На темпы развития рынка контент-услуг в первую очередь влияет терминальная база <мобилок>. Более 40% телефонов сегодня - <серые>. Для них сложно получить правильные настройки WAP, GPRS и MMS. К примеру, часто сбоят настройки WAP. Второй фактор - знание абонентов о наличии дополнительных сервисов и умение пользоваться ими. Третий - наличие адекватных, востребованных рынком услуг>, - объясняет г-н Саввин.
По оценкам экспертов, в конце 2004 г. в Украине контент-услугами хотя бы раз в месяц пользовалось 3 млн. абонентов. Ожидается, что к концу 2005 их будет 7 млн. - то есть каждый третий абонент. При прогнозируемом в 2005 г. росте доходов мобильных операторов на 150-160% (абонентская база вырастет на 170-180%, но доход с одного абонента за счет снижения тарифов упадет где-то на 5-10%), можно предположить, что доля дополнительных услуг в <мобильных> затратах абонентов увеличится приблизительно на 0,4% и составит 1,6-2,1%.
По прогнозам операторов, количество голосовых услуг в ближайшее время значительно увеличиваться не будет. В UMC ожидают временного снижения объема голосовых услуг, поскольку возраст <среднего пользователя> уменьшается (подключаются в основном подростки). Схожего мнения придерживаются в <Киевстар>. <Голосовые услуги сейчас на пике - в Украине их даже больше, чем в Европе. К примеру, там менее популярна услуга <песня в подарок>. Учитывая мировые тенденции, можно утверждать, что активнее развиваться будут SMS-услуги. К тому же провайдеру легче их предоставлять - для работы не требуется специального оборудования, достаточно интернет-соединения>, - считают в <Киевстаре>. Возможно, через год-два большинство контент-услуг станут заказывать не посредством SMS, а с помощью WAP-сессии - тарификация будет зависеть от действий абонента. <По большому счету это решение проблемы платежей, из-за которой очень медленно развивался internet e-commerce в Украине. Сейчас WAP - вторая по счету услуга (после SMS), о которой имеют определенное представление клиенты, и которая поддерживается практически всеми терминалами. Вторая предпосылка для развития WAP - браузинговый принцип работы, который позволяет делать услуги очень удобными для пользования и интерактивными>, - уверен г-н Самокрик.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/274.html